Методика обучения связной русской речи

Демократические преобразования в российском обществе привели к изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись содержательной стороны этих ступеней образования.

В современных программах дошкольного образования основу обучения составляет развитие речи. В теории и практике дошкольного воспитания основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно на материале русского языка при обучении детей младшего школьного возраста.

Между тем исследования по проблемам развития речи дошкольников и младших школьников свидетельствуют о том, что без целенаправленного обучения в детском саду дети овладевают лишь элементарными формами ситуативной речи. Остаются не полностью реализованными благоприятные возможности дошкольного возраста, который, являясь сензитивным для усвоения языка и форм речи, характеризуется повышенной природной чувствительностью к звуковой стороне слова и его семантике.

С годами человек теряет эту повышенную чувствительность к слову, поэтому особую значимость приобретает целенаправленная и систематическая работа по развитию речи в дошкольном возрасте. Изучению речевого развития дошкольников посвящен ряд исследований и разработанных на их основе методик.

Диалогу – многоаспектному явлению уделяется большое внимание как лингвистическому, психологическому и дидактическому понятию в трудах О.С. Ахмановой, Л.И. Айдаровой, А.Н. Барановой, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, Д.И. Изаренкова, А.Н. Леонтьева.

В русском языкознании основы теории диалога были исследованы еще в 20-30-х годы М.М. Бахтиным, В.В. Виноградовым, В.Н. Волошиновой, Е.Д. Поливановым, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинским. Большой интерес к диалогу отмечается в 40-60-х годах в трудах Г.О. Винокура, Т.Г. Винокура, Е.М. Галкина-Федорук, И.П. Святогора, А.Л. Чистяковой, Н.Ю. Шведовой и др.

Определяющее значение для разработки общей теории диалога имеют идеи и конкретные исследования Н.Н. Гаврилова. Л.П. Гураль, Г.В. Рубинштейна, Т.Е. Сахаровой, В.А. Скалкина явлений диалога в разных языках, а также при обучении русской диалогической речи нерусских учащихся.

Демократические преобразования в российском обществе привели к изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись содержательной стороны этих ступеней образования.

Интересно
В современных программах дошкольного образования основу обучения составляет развитие речи. В теории и практике дошкольного воспитания основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно на материале русского языка при обучении детей младшего школьного возраста. Однако, до сих пор нет научных исследований, посвященных проблемам методики обучения связной русской речи дошкольников в якутских детских садах.

Между тем исследования по проблемам развития речи дошкольников и младших школьников свидетельствуют о том, что без целенаправленного обучения в детском саду дети овладевают лишь элементарными формами ситуативной речи. Остаются не полностью реализованными благоприятные возможности дошкольного возраста, который, являясь сензитивным для усвоения языка и форм речи, характеризуется повышенной природной чувствительностью к звуковой
стороне слова и его семантике.

С годами человек теряет эту повышенную чувствительность к слову, поэтому особую значимость  приобретает целенаправленная и систематическая работа по развитию речи в дошкольном возрасте. Изучению речевого развития дошкольников посвящен ряд исследований и разработанных на их основе методик.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

  • процесс, деятельность говорящего;
  • продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
  • название раздела работы по развитию речи.

Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В  лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности в высказывании, передаче своих мыслей на законченную тему (т.е. представляет единое целое). Эта речь организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Перед воспитателем стоят следующие задачи обучения русскому языку: научить детей слушать и понимать русскую речь (аудирование); привить первоначальные умения и навыки говорения на русском языке (ответы на вопросы, умение задавать вопросы, вести беседу в пределах программных требований, составление связных высказываний по картине, игрушке и т.д.); привить первоначальные навыки произношения русских звуков, слов и предложений.

С этой целью в детских садах проводятся виды устных работ, как составление рассказов на заданную тему, по сюжетной картине, ответы на вопросы по прочитанному, рассказывание по фильмам и т.д. Однако такой вид работы, хотя и имеет видимость общения, ни в коей мере не заменяет собой специального обучения устной речи как средству коммуникации – активного говорения на русском языке.

Обучение русскому языку в якутских детских садах предполагает выработку умений и навыков устной разговорной речи на русском языке в пределах тем и ситуаций, соответствующих возрастным особенностям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)