Место журналистики в информационном обществе

Итак, постэкономические отношения и виртуальная экономика порождают доминирующие процессы, носящие характер дискурса в форме знаковой манипуляции, т.е. они входят в сферу компетентности, информационных и коммуникационной отраслей человеческой деятельности.

Индивидуальная активность перестает быть утилитарно мотивированной и направляется на дематериализованные компоненты произведенных продуктов. Упаковка, форма, имидж, паблисити, мнение и другие невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними.

Информационное общество — это общество индустрии образов: знаний.

Рассмотрим, как особенности постиндустриального (информационного) общества сказываются на целевых установках журналистской деятельности.

  • Переориентация экономики от товаропроизводства к сервису перемещает информационный сервис, к которому можно отнести журналистику, в базовые секторы экономики. Целевая установка журна­листики: управление информационными и коммуникационными секторами рынка.
  • Детерминирование интеллектуальных технологий в технологиче­ской и производственной сферах и уменьшение значимости и фундамен­тальности материальной собственности в системе ценностей обеспе­чивает конкурентное преимущество информационной и научной деятельности над материальным производством. Целевая установка журналистики: участие в разработке и широкое использование ин­теллектуальных технологий представления (презентации) знаний и фактов; роботизация новостных потоков и первичной аналитической обработки; виртуализация производственных циклов издания.
  • Повышение значимости знания как основы технологической и соци­ально-политической структур общества формирует потребность в об­щественных институтах, обеспечивающих трансляцию знаний, т.е. в глобальных информационно-коммуникативных сетях, и в специали­стах, их обслуживающих. Целевая установка журналистики: смещение акцентов в сторону научной и образовательной журналистики; журна­листика выполняет роль поставщика инструментального знания.
  • Смещение семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации — реорганизация культурной сферы, подразу­мевающая императивную ориентацию на приоритеты интеллектуа­лизма, трансформация этики и нравственности личности, самоопре­деляющейся через осознание себя как производителя знаний. Целевая установка журналистики: отказ от однонаправленных способов ком­муникации в пользу интерактивных, подразумевающих выполнение журналистом функции навигатора в информационном пространстве.
  • Возникновение доминанты «университет» (образование, наука)
    как системогенерирующего общественного фактора. Целевая уста­новка журналистики: активное включение журналистики в сферу ответственности социальных образовательных институтов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)