Место и роль прокуратуры в системе государственных органов РФ

Государственная власть в соответствии с Конституцией РФ состоит из трех самостоятельных ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Органы прокуратуры не относятся ни к одной из них. Как указывалось выше, положения, касающиеся прокуратуры, включены в ст. 129 гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ.

В ней определены только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Законом о прокуратуре РФ.

Закреплением в Конституции РФ специальной главы «Судебная власть и прокуратура» в очередной раз доказывается, что прокуратура не только не является частью судебной власти и не принадлежит к судебной системе, а занимает особое положение среди иных органов государственной власти Российской Федерации. Таким образом, прокуратура является уникальным государственным органом, призванным обеспечивать неукоснительное соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, принятых в Российской Федерации.

Конституционная гарантированность принципа единства и централизации прокуратуры устанавливает в ее системе:

  • единство целей и задач;
  • подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору РФ;
    независимость органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий от органов государственной власти;
  • единство требований, предъявляемых к работникам прокуратуры при поступлении на службу и ее прохождении;
  • установление единого механизма прокурорского реагирования на нарушение законов.

Безусловно, такая конституционно-правовая природа прокуратуры не только определяет ее место в системе органов государственной власти страны, общественных отношений и иных субъектов права, но и свидетельствует о придании данному органу государственной власти конституционной стабильности и установлении ее особого положения.

Вполне возможно, что такой конституционно-правовой статус прокуратуры в недалеком будущем, как пишет В. Е. Чиркин, может послужить прологом к изменению статьи 10 Конституции РФ об осуществлении государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, поскольку идет процесс постепенного «отпочкования» новой ветви власти, контрольной. И он (процесс) ещё не завершён: во многих странах тенденция обособления контрольной власти имеет лишь характер поиска.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно такой конституционно-правовой статус современной российской прокуратуры и дает ей право:

  • осуществлять надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов;
  • во взаимодействии с законодательной властью участвовать в законодательном процессе и тем самым способствовать единообразному исполнению законов на территории Российской Федерации и осуществлению исполнительной власти в рамках закона;
  • в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвовать в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов и тем самым оказывать содействие судебной власти в обеспечении правосудия.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)