Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются полицией в целях выявления правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Указанные меры могут применяться на любой стадии административного производства, а составление первого протокола о применении этих мер является актом возбуждения дела об административном правонарушении.

Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении за рамками процессуальных сроков, отведенных КоАП РФ на его осуществление, недопустимо.

Некоторые меры административно-процессуального обеспечения связаны с непосредственным ограничением прав и свобод человека и гражданина, поэтому их применение допускается только уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в соответствии с их компетенцией.

Достижение названных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мер процессуального обеспечения.

Все рассматриваемые меры по своему целевому назначению могут быть сведены в три основные группы:

  • меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу;
  • меры, направленные на получение доказательств;
  • меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения (постановления).

Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении:

  • доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);
  • административное задержание (ст.ст. 27.3–27.5 КоАП РФ);
  • привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 27.2. КоАП РФ под «доставлением» пони-мается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Применение доставления предполагает обязательное последующее составление соответствующим должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ)

В связи с этим доставление физического лица не может быть осуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП).

Доставленные в полицию лица могут быть подвергнуты административному задержанию.

Интересно
Согласно ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица. Об административном задержании составляется протокол. По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются его родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители.

Согласно ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 данной статьи устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Привод (ст. 27.15 КоАП РФ), являющийся одной из мер обеспе-чения производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения его своевременного и правильного рассмотрения.

Применяется к следующим участникам производства по делам об административных правонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.

На основании определения, вынесенного судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) в соответствии с приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

Для сбора доказательств по делу сотрудниками полиции применяются разнообразные, предусмотренные гл. 27 КоАП РФ принудительные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушений, к числу которых относятся:

  • личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);
  • осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);
  • досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);
  • изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);
  • направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ);
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение вынесенного по делу решения, применяемым полицией в рамках производства по делу об административном правонарушении, относятся следующие установленные гл. 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказаний:

  • исполнение постановления в виде предупреждения (ст. 32.1 КоАП РФ);
  • исполнение постановления о наложении административного штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ);
  • исполнение постановления судьи о лишении права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 32.5 КоАП РФ);
  • исполнение постановления судьи об административном аресте (ч.ч. 1–4 ст. 32.8 КоАП РФ);
  • исполнение постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ч. 2 ст. 32.14 КоАП РФ).

При применении подавляющего большинства перечисленных мер обязательно присутствие двух понятых либо применение видеозаписи.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)