Механизмы нарушений звуковой стороны речи

Однако нельзя не отметить, что «нарушение иннервации» как клиническое понятие в научной литературе трактуется очень широко и не всегда определенно. Поэтому есть необходимость сразу оговорить интерпретацию этого термина в данной книге.

С нашей точки зрения, это клиническое понятие правомерно исполь: зовать в случаях достаточно грубых нарушений элементарных форм нервной регуляции мышечных             сокращений.  Это относится  к  таким параметрам,     как сократительные возможности (совершение движений в полном объеме), мышечный тонус (включая сохранение оптимального баланса тонуса мышц-агонистов и антагонистов), способность произвольно совершать движения.

Все, что относится к действиям, то есть произвольным, целенаправленным двигательным актам, на основе которых формируются двигательные навыки, следует обозначать как нарушения высших корковых функций (ВКФ).

Расстрой-ства неврологического уровня включают такие синдромы, как паралич, парез, дискинезия, гиперкинезы, атаксия и т. п. К расстройствам ВКФ относятся апраксии, диспраксии, агнозии и т. п.

Фонационный аппарат представляет собой сложноорганизованную систему, включающую большое количество групп мышц гортани, глотки, языка, губ. Теоретически нарушение иннервации даже одной из мышц может привести к каким-то недостаткам в звуковых характеристиках акта фонации.

Однако такое предположение будет ошибочным. Следует принять во внимание, что этот комплексный «орган», как и любая функциональная самоорганизующаяся си-стема, имеет достаточную степень гибкости, мобильности, адаптивности, чтобы сохранить рабочие свойства даже при возникновении каких-то сбоев в одном из своих звеньев.

Это происходит даже при приобретенных нарушениях уже завершившей свое созревание артикуляционной моторики. Тем более степень пластичности, компенсаторные резервы высоки в формирующейся в процессе онтогенеза системе артикуляторных органов.

Однако серьезных клинических исследований поданному вопросу очень мало. Большая часть из существующих работ посвящена тяжелым формам патологии у детей с детским церебральным параличом.

Нарушения звукопроизношения при этом заболевании практически всегда наблюдаются на фоне явлений пареза, паралича, экстрапирамидной дис-кинезии, хореоатетоза или мозжечковой атаксии. Часть из них соответствует классическим критериям дизартрии. Другие же имеют иную природу. В качестве одного из вероятных механизмов называется артикуляционная диспраксия.

Таким образом, даже при столь тяжелых неврологических дисфункциях далеко не все нарушения звуковой стороны речи объясняются «нарушениями иннервации артикуляционных органов».

Последнее словосочетание неслучайно взято в кавычки. В логопедической литературе оно используется как своеобразная метафора. Во многих педагогических работах любая неврологическая симптоматика рассматривается как потенциальная причина нарушений звукопроизношения.

При этом в один ряд ставятся такие неравно-ценные по тяжести симптомы, как асимметрия носогубных складок, девиация языка, «моторное беспокойство языка», явления пирамидной недостаточности (симптом Бабинского, хоботковый рефлекс и т. п.), быстро наступающий циа-ноз кончика языка, спастичность и гипертонус языка.

Некоторые авторы вэтот ряд включают и затруднения при выполнении проб на оральный праксис. По существу, не выработано общепринятых критериев решения вопроса отом, какие неврологические синдромы достоверно являются причиной отклонений в формировании звуковой стороны речи, а какие носятлишь сопутствующий характер.

Нелишним в этом случае будет напомнить известный принцип в теории каузальности: «post hoc — поп propter hoc». Дефицит необходимой информации клинического характера обусловлен тем, что явле-ния резидуальнои неврологической недостаточности у детей фактически не были объектом специального клинического исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)