Механизм контроллинга
Понимая контроллинг расширительно независимо от уровня механизм контроллинга в маркетинге в несколько упрощенном виде интегрирует три взаимозависимых блока: аналитический, оценочный, логический блоки конкретных действий. Строго говоря, даже с учетом сделанного выше замечания об узкой и широкой трактовках контроллинга, логический блок необходимо рассматривать, чтобы показать, как замыкается цикл контроллинга при принятии мер по ликвидации допустимых отклонений и при необходимости пересмотра не только программ, но и целей маркетинга. Также может потребоваться корректировка организации маркетинга.
Механизм контроллинга можно представить состоящим из следующих блоков — аналитического, оценочного, сравнивающего и логического блока корректирующих действий (рис. 13.1).
Основу аналитического блока составляют три вида деятельности: перечисление контролируемых показателей (целей), отбор контролируемых параметров, а также определение допустимых отклонений от запланированных показателей. При превышении этих отклонений необходимо принимать меры по выяснению причин отклонений, что показано в блоке 4. Имеется в виду следующее различие между контролируемыми показателями и параметрами. Показателем может быть, например, прибыль. Однако прибыль нельзя измерить в результате сбора информации, прибыль — расчетный показатель, основанный на данных по выручке и об издержках.
В основе оценочного блока лежит регулярное отслеживание уровня контролируемых параметров и расчет уровней контролируемых показателей. Типичным содержанием оценочного блока является отслеживание и оценка параметров по следующим направлениям:
- занимаемая фактическая доли рынка, ее соответствие производственному и коммерческому потенциалам. При этом очень важно установить соответствие фактического объема товарооборота запланированному уровню в разрезе ассортиментных групп и в дифференциации по целевым сегментам;
- соотношение предполагаемых и фактических затрат на маркетинг;
- соотношение предполагаемых и фактических выручки и прибыли.
Замечание: в основе оценочного блока лежит постоянное и регулярное отслеживание уровня контролируемых параметров, что по существу представляет собой мониторинг, но этот термин не применяется, поскольку мониторинг направлен на факторы среды маркетинга, о чем будет сказано далее.
В основе сравнивающего блока лежит оценка соответствия заданных и достигнутых уровней целей, показателей, сроков, объемов и качества проданных товаров, услуг. Необходимо иметь в виду, что при оценке выполнения поставленных задач могут возникнуть две ситуации — «перевыполнение плана» и «недовыполнение плана». При этом отклонения в смысле перевыполнения в принципе не так оцениваются, как вторые, и даже могут быть желательными в зависимости от выбранного показателя, например, если это показатель объема сбыта.
В логическом блоке корректирующих действий вырабатываются управленческие решения по устранению рассогласования между заданными и достигнутыми уровнями параметров. Если цели и планы достигнуты, то никакой корректировки целей, планов, стратегий и маркетинговых программ не требуется, что отмечено в виде блока «коррективы не вносятся». Если все-таки отклонения имеются, но они в допустимых пределах, уровень которых разработан в блоке 1, то осуществляется устранение отклонений от принятых программ. При этом может быть достаточно лишь корректировки стратегий и программ, но их пересмотр не требуется.
Однако пересмотр потребуется, если отклонения выходят за допустимые пределы. При этом могут корректироваться не только маркетинговые программы, но и стратегии. Такая ситуация скорее всего может произойти при неожиданном изменении параметров внешней среды маркетинга, когда мониторинг среды маркетинга не успевает за ее динамичным изменением.
Возможна и иная ситуация, когда причина отклонений находится не вне, а внутри среды маркетинга. Возможно, что имелись просчеты в разработке маркетинговых решений, в расчете необходимых ресурсов, в организации маркетинга. Требуется провести маркетинговые исследования. Однако если этого недостаточно, то потребуется про ведение внутреннего или даже внешнего аудита системы маркетинга.
Применение корректирующих мер может состоять в уточнении самих целей, что соответствует возврату в блок 1. Это может произойти в связи с неожиданными изменениями внешних условий, что типично для российского рынка. Менеджерам не следует расценивать необходимость корректировки целей как свидетельство ошибки процесса маркетингового планирования. В процессе стратегического маркетингового планирования организация достаточно редко оценивает внешние условия настолько точно, что можно обойтись без корректировки. Корректирующие меры обусловлены необходимостью следить за постоянно меняющейся внешней обстановкой и соответственно адаптировать планы. Процесс адаптации свидетельствует о том, что менеджеры все более точно учитывают потребности потребителей, что и является сутью маркетинга.
- Причины возникновения конфликтов
- Направленность конфликтов
- Контроль над конфликтом
- Модель антикризисного управления персоналом
- Оценка персонала
- Профессиональная подготовка работников предприятия
- Адаптация работника в коллективе
- Управление персоналом с элементами маркетинга
- Подбор и отбор персонала с применением идей маркетинга
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу