Манера статьеписания заметки о языке сайта

Так уж получилось, что моя работа вынуждает меня читать массу тек­стов с экрана. К ним относятся обычные тексты, вроде опубликованных в электронном виде книг, и необычные: гипертекст довольно странной и сложной для моего восприятия структуры, которую обычно используют школьники, делающие свои первые сайты.

Когда я вижу текст второго типа, я всегда вспоминаю слова известно­го юмориста Задорнова, мол, косноязычие происходит от того, что мат, несущий смысловую нагрузку, нет возможности использовать… Но все-таки речь-то письменная, можно и нормально выражаться, тем более что есть время подумать. И вот я задался целью найти в интернете пособия на тему «Как надо писать гипертекст». В языковом плане, конечно.

Сразу скажу, что нашел мало. В основном говорится о «приглажива­нии» дизайна сайта. Вроде того, что ссылки не должны мигать, посещен­ные ссылки не должны выглядеть так же, как непосещенные. Кроме того, нашел несколько советов некоего филолога на сайте Marketer.Ru.

Эти со­веты действительно имеют наибольшую ценность из того, что удалось найти, но ужасающее впечатление произвело то, что текст состоит из введения и трех статей (каждая — на своей странице и со своим баннером), из них введение самое большое, а статьи с гулькин нос.

Поэтому рискну предложить некоторые свои правила. Правила равно касаются и дизайна, и стиля…

Язык должен быть понятен. Многие из современных сайтов (и этот то­же) грешат обилием специфических терминов в тексте. Например, человек пишет про то, «как подконнекгиться к серверу по фтп, не задисклозив свой пароль». Это происходит от того, что человек осознает посетителей такими же, как он сам.

То есть «хакерюгами», сидящими по ночам и копающими на дыры в защите своего провайдера. Это допускается, если делается сайт для определенного круга людей, общающихся такими терминами, но, на­пример, на сайте для новичков это нежелательно. Я понимаю, что не все мои статьи понятны новичкам в сети только потому, что они не знают ме­стного жаргона. Но я, по крайней мере, стараюсь этого избегать.

Писать надо грамотно. Очень грустно видеть сайты «о зароботке в сити». Есть же проверка орфографии в том же ворде. И еще грустнее то, что люди, читающие эти сайты, представляют себе заработок как «зароботок». И ничто  их не останавливает. Видать, ворд не запускается, а в Dreamweaver’e, кото­рым они делают сайты, проверки русской орфографии нет.

Грамотно писать мало. Есть другая крайность. Например, среди посе­тителей форума компании Valuehost стала притчей во языцех магическая формула, высказанная генеральным директором Петром Зарытовым в пись­ме мне: «Это будет вывешено как откроется сайт автоматизированный по партнерским программам вот вот».

Вот и думайте, что он хотел этим ска­зать. Ни единой орфографической ошибки, но каков стиль! Настоящий полковник. Это еще одна проблема современной сетевой общественности: по непонятным причинам люди путают слова, как генераторы случайных чисел. «Сработала ракета в сторону не в ту». Но это уже шуточки.

Писать так, чтобы читали. Я постоянно ловлю себя на том, что мне не хочется делать в текстах выделение жирным шрифтом или списки. А когда я читаю длинные статьи (длиннее 10 строчек), то взгляд действительно со­скальзывает вниз, и я читаю только первые несколько слов от” каждого аб­заца. На интересующих абзацах останавливаюсь.

Вот, например, пишет че­ловек мою биографию. И каждый абзац начинает со слов «Михайло был…» Ну куда такой текст? Только на свалку. А вот если он один из абзацев нач­нет с «Михайло ел живьем новорожденных младенцев», причем выделит «ел младенцев живьем» жирным, читаемость абзаца сразу повысится. При­знайтесь, это предложение вы читали с особенным вниманием?

Гипертекст гипертекстом, но в глазах рябить не должно. Нет никако­го резона выделять жирным каждое второе слово, а каждое третье сопро­вождать ссылкой, как это делают на anekdotov.net. Ну какой мне резон, читая анекдот про слона и муравья, видеть ссылки на статьи из «Жизни животных» Брэма? Вообще, ссылки следует делать только на основополагающие понятия… Правда, можете сделать особый тип ссылок, не выделенных в тексте. Ими пользоваться можно, хотя для посетителя ос­тается риск нажать на них случайно.

Упрощайте навигацию. Если посетитель уже был на странице, куда ведет ссылка, почему ссылка должна выглядеть так же, как и непосещенная? Я все время хочу сделать ссылки такого же цвета, как и текст, причем и посещен­ные и непосещенные. А вы от этого страдаете. Глаза разбегаются.

Это несколько самых главных советов. Их всего шесть. Есть возмож­ность добавить седьмой, глобальный совет; тогда их будет как раз столько же, сколько дней в неделе. А именно, тренируйтесь на кошках. Слушайте своих посетителей. Прочитайте свою статью внимательно и засеките время, которое вам для этого понадобится.

Потом найдите человека, яв­ляющегося вашим средним посетителем и посмотрите, сколько времени эту статью читает он. Кстати, некоторые счетчики позволяют определить время нахождения пользователя на странице. Так вот, отношение време­ни, потраченного посетителем, к вашему времени и есть размер той доли материала, которая осталась для посетителя непрочитанной. Если посе­титель читает меньше половины статьи, есть смысл подумать над ее пере­оформлением, хотя половина — не такая уж и маленькая цифра.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)