Мафия: общие положения

Слово <мафия> вошло в наш повседневный лексикон приблизительно в середине 1980-х годов, когда, с одной стороны, начал деградировать развитой социализм, возник товарный дефицит и очереди в продуктовых магазинах, с другой – началась эпоха гласности и либерализации, когда впервые можно было, пусть еще очень осторожно, называть негативные явления собственными именами.

Вот тогда советские люди стали активно именовать все негативные явления, связанные с блатом, кумовством, протежированием, использованием личных и родственных связей заграничным словечком <мафия>.

Хотя тогда они еще не знали точного значения термина и лингвистические поиски были еще впереди, простые люди интуитивное уловили суть феномена – использование родственных связей для достижения узкокорыстных целей в обход существующего закона и принципов морали.

В 1988 г., писал известный журналист Ю.Щекочихин, <мы сжились с этим словом настолько, что к чему только и к кому только его не приклеивали. К магазинам, НИИ, баням, кафедрам, творческим союзам, больницам, пивным палаткам, сантехникам, дипломатам, проституткам, мясникам, шахматистам, билетным кассирам; к городам, областям, республикам, к не заметным на карте поселкам и к столичным центрам>.

Дальнейший научный анализ позволил прояснить не только этимологию слова, но также историю возникновения, структуру организации, механизмы действия мафии, ее традиции, систему отношений, ритуалы и сферу действия.

Постепенно этот термин занял прочное место в повседневном и академическом словаре, стал предметом исследования десятков и сотен авторов, наконец, обязательным атрибутом отечественной формы организованной преступности – русской мафии, которая, в свою очередь, включена в международный юридический тезаурус, и разве что дети в возрасте от 2 до 5 лет в Западной Европе или США не знают, что такое .

Если первоначально мафией называлась только один тип этнической организованной преступности, а именно тайная террористическая организация на острове Сицилия, то позже в расширительном смысле мафией стали называть всякую организованную группу людей, действующих в своих интересах и противопоставляющих их интересам других людей, которые не смогли или не успели организовать свою группу.

Сегодня существует не только сицилийская, но также итало-американская, китайская, японская, латиноамериканская, русская и многие другие этнические типы мафии.

Термин мафия употребляется нами не только в регионально-этническом смысле, но также для обозначения сфер и областей экономической деятельности, которые подвержены коррупции и превратились в закрытые ареалы полукриминальных действия.

К примеру, медицинская мафия и телевизионная мафия. Последняя не допускает к эфиру чужаков и, следовательно, ограничивает возможности рождения новой телезвезды. Во всяком случае, об этом говорят в артистических кругах.

Киношники жалуются, что “голубые” в кинобизнесе действуют сплоченной группой, и их представительство там непропорционально велико, что позволяет менее успешным режиссерам списывать свои неудачи на противодействие “голубой” мафии.

Интеллигенты, не сумевшие продвинуться в области литературы, переводов, науки или на сцене, поговаривают о научной мафии, писательской мафии, мафии переводчиков-синхронистов и т.д.

Новые, уже рыночные, виды мафии пришли на смену старым, с которыми приходилось бороться советским людям в годы застоя и перестройки. То они противостояли торговой мафией, потом – партийной, позже боролись с мафией коррупционеров, лжедемократов и <новых русских>.

Апофеозом народной борьбы с мафией стало присвоение в середине 1990-х годов президентской администрации пышного титула <кремлевская мафия>, понимая под этим мифическую клику приближенных к президенту олигархов и теневых министров, управляющих из Кремля страной.

Даже в прессе и на официальном телевидении ее называли не правительством, не администрацией, а <Семьей>. Специалисты сразу отметят историческую аналогию: сицилийская мафия всегда строилась на принципе семьи и родственного клана.

У нашего населения мафия ассоциируется с фильмом Эльдара Рязанова “Приключения итальянцев в России”, где мафиозо кричит из-под воды: “Мафия бессмертна!”, знаменитым комиссаром Каттани из итальянского сериала “Спрут” и фильмом Фрэнсиса Форда Копполы “Крестный отец”.

Мафия – тайная преступная организация, использующая шантаж, насилия, убийства для установления господства в сфере бизнеса, проникновение в правящие структуры, захвата рынка.

Согласно Справочнику криминалиста, “Мафия – современный вид организованной преступности, ставящий целью получения сверхдоходов путем создания цикличных систем в криминальных областях.

Основные источники дохода – торговля наркотиками, азартные игры, незаконная торговля оружием, проституция, рэкет, отмывка грязных денег”.

Мафия пользуется несовершенством законов и именно на этом делает деньги. Мафия провоцирует коррупцию. Ее путь усеян взятками высокопоставленным государственным чиновникам и трупами сопротивляющихся.

Несмотря на многолетнюю борьбу правоохранительных структур во всем мире, мафиозные группировки продолжают свое существование (Э.Гусейнов).

Мафия появилась на свет вследствие неспособности государства использовать свою монополию на законное насилие. Постепенно она приобрела такую независимость, которая как бы автоматически гарантировала ее воспроизводство и крайне затрудняла борьбу с ней. Фундаментальная черта мафии – способность оказывать действенное сопротивление внешнему давлению.

Как только обнаруживается, что преобразования в обществе неизбежны, мафия инкорпорируется в ряды сторонников реформ и использует их в своих целях. До сих пор специалистов удивляет способность мафии приспосабливать к своим целям и направлять в иное русло деятельность любого социального института – экономику, государство, образование, семью, а в отдельных случаях, в частности, на Сицилии, и церковь.

Известны случаи, когда сицилийские священники сотрудничали с мафией: в 1970-е годы падре Агостино Коппола был осужден на десять лет за сообщничест-во в похищении, осуществленном Лучано Леджо; в 1980 г. был убит францисканский монах фра Джачинто, который, как выяснилось, <обслуживал> одно из кладбищ мафиози и получал от мафии деньги.

Однако подобные случаи – редкие исключения. Чаще мафия использовала священников в качестве невольных пособников, например, для ведения переговоров об уплате вы-купа за похищенных.

Понятие “мафия” стало метафорой деформированного состояния общества. Складывается впечатление, что мафия никогда не исчезала из нашей жизни. Мы именуем мафией все, что мешает нам жить, прячется от закона, над чем бессильна власть и над чем бессильно само общество.

На вопрос <Кто виноват и что делать?> сегодня отвечают <Виновата мафия, но с ней нельзя ничего сделать>. Она – повсюду и она – бессмертна. Мафия стала образом жизни и определенной философией.

Термин <мафия> имеет два значения – широкое и узкое. В широком смысле оно обозначает любую форму организованной преступности, независимо от ее этнической принадлежности: русская, китайская или колумбийская. В узком значении <мафия> употребляется также в двух смыслах.

В одном случае оно охватывает любые формы и исторические этапы развития итальянской мафии, неважно, идет речь о сицилийском или американском периоде.

В другом случае термин <мафия> обозначает только и только сицилийскую мафию, а американское ответвление от нее, появившееся в начале ХХ века, именуют Коза ностра. Итак, американскую ветвь Мафии называют La Cosa Nostra” (LCN).

Начало ей положено Don Vito Cascio Ferro (о нем еще пойдет речь), который сбежал из Сицилии после убийства банкира Э.Нотарбатоло в США в 1893 г. Но и это еще не все. Оказывается, на самой Сицилии мафией называют не все ее разновидности. К примеру, Каморра предпочитает не именовать себя таким образом, а требует называть себя исключительно каморрой.

Применительно к Италии под словом “мафия” подразумевают все разновидности местной организованной преступности: сицилийская мафия (ее нередко называют еще “Коза ностра”, хотя при этом оговаривают, что сам термин пришел из США), неаполитанская “каморра”, состоящая преимущественно из городских преступных организаций, калабрийская “ндрангета”, которая состоит из семейных кланов и занимается контрабандой табака, наркотиков и похищением людей, а также “Сакра корона унита” из Апулии, использующая морское побережье для наркотрафика.

Как сообщает Толковый словарь итальянского языка, мафия – это союз маленьких подпольных преступных группировок (“косок” – от ит. cosca.), которые осуществляют контроль экономической и политической деятельностью на Сицилии.

В основе деятельности “Коза ностры”, как и других итальянских преступных группировок, лежат закон молчания и тесные связи, которые имеют отчасти функциональный характер, отчасти семейно-личный и основаны на страхе.

Возникнув в период слабого государства как структура самозащиты и самоуправления, “Коза ностра” переместилась из сельской местности в городские районы, а затем и в транснациональный преступный бизнес.

Этому способствовало расширение миграционных потоков. Миграция сицилийцев в США и Германию придало первоначально чисто этнической преступности транснациональный характер.

Мафия представляет собой систему формально засекреченных ассоциаций с установленными нормами поведения, постоянными руководящими органами и функциональными ролями членов.

Организация Аль Капоне, лидера американо-итальянской мафии 1930-х годов в Чикаго, придерживалась жестких правил поведения: совет собирается ежедневно; по меньшей мере шесть дней в неделю каждый из них работает по 12 часов в день; все должны одеваться, как руководители крупных компаний; жены и семьи должны пользоваться постоянным уважением и быть изолированы от дел организации; пьянство и употребление наркотиков было неприемлемы; никто не мог быть исключен из <Банды> по расовому, религиозному или национальному признаку; выдача секретов организации каралась смертью.

Преступность, таким образом, была организована как деловое предприятие.

Итальянские социологи Ф.Варезе и Д.Гамбетта пришли к выводу, что мафиозная деятельность сродни предпринимательской, поскольку представляет собой специфический бизнес по продаже особого рода услуг – так называемый частный охранный бизнес.

По мнению Ф.Варезе, в современной России присутствуют два фактора – отсутствие доверия при заключении коммерческих сделок и передаче собственности, приток безработных профессионалов в области насилия, – которые присущи также сицилийской мафии.

По мнению Ф.Кальвио, мафия – сообщество преступников, которое ставит перед собой целью незаконное обогащение своих членов и которое основывается на посредническом паразитировании, навязываемом силой, между собственностью и трудом, между производством и потреблением, между гражданином и государством.

Как отмечают зарубежные социологи, у членов мафии как и вообще любого преступника отсутствует достижительная мотивация, заставляющая человека добиваться богатств легитимным и напряженным трудом.

Боссы мафии привыкли к успеху как результату своей способности к запугиванию, насилию, связям в политических кругах, а не честного и напряженного труда. Их сознание развращает постоянная практика вымогательств, подобно тому как нищего развращает постоянные просьбы милостыни.

Особый склад менталитета предопределяет существование мафиози за счет других граждан, а не за счет своего труда или даже инвестиций своего капитала на обычном рынке, где он может подвергаться определенному риску.

Отличительный признак мафии – проступок “своих” наказывается строже, чем проступок “чужих”. Приведем лишь два доказательства тому:

  1. Известно, что на 70-80% российский бизнес криминализован. Если посмотреть статистику или проанализировать прессу, то станет ясно, что разборки между “своими”, т.е. между бандформированиями, протекают особенно кроваво.
  2. Преступный мир завел “свои” частные тюрьмы (90-е годы), где пытают так жестоко, как не пытают в государственных тюрьмах, ибо здесь царит правовой беспредел. За что наказывают “своих”? Основная причина – залез на “чужую” территорию, по ошибке ограбил магазин “своего”, не уплатил долг “своему” банкиру.

Мафия или созданное ею предприятие (фирма, организация), которое именуется мафиозным, встроено в сложнейшую систему контрактов – с органами правопорядка, официальными чиновниками, рядовыми гражданами и множеством неорганизованных преступников, занимающихся индивидуальным промыслом и часто мешающих мафии.

Как только мафиозное предприятие освоило ту или иную географическую нишу и считает ее своей, оно пытается обустроиться здесь с наилучшим комфортом. Населению оно сбывает дефицитные, нелегальные, часто фальсифицированные и всегда более дешевые товары.

Неорганизованных преступников прибирает к рукам, запугивает или отваживает от своего района, с высокопоставленными чиновниками старается дружить и задаривает подарками, а рядовых представителей правопорядка покупает на корню.

Получая право действовать на территории, контролируемой преступной организацией, неорганизованные преступники платят за это “дань”. Так складывает очень непростая система услуг и связей с окружающей средой, которая больше чем на половину не видна глазу.

Удовлетворяя услуги каждой группы населения, мафия становится им нужной. Она стремится к максимальной эффективности, обслуживает население, держит под контролем преступность, ладит с <начальством>.

В результате создается атмосфера своего рода “общественного согласия”. Все участники системы негласных контрактов получают некую выгоду (хотя бы иллюзорную). Пока соблюдаются правила игры, мафия как и любая другая форма организованной преступности малозаметна и не воспринимается как общественная проблема.

В наибольшей степени такой идеальной модели соответствует мафия в Японии, которая действует совершенно открыто, поддерживая тесные связи с полицией. <Именно в странном союзе полиции и мафии коренится причина относительно низкого уровня преступности в этой стране.

Все силы полиции направлены на борьбу только с неорганизованной преступностью, но только не с мафией, и сама мафия помогает ей в этой борьбе… “Семьи” мафии не позволяют неорганизованным преступникам вызывать беспорядки>.

Развитая организованная преступность предстает перед исследователем как сеть локально-монополистических фирм, схожих с суверенными княжествами, между которыми не прекращается конкуренция за передел старых и освоение новых рынков (Латов Ю.В.).

Экономическая теория доказывает, что для общества организованная преступность (монополизация преступных промыслов) предпочтительнее преступности дезорганизованной (конкурентной организации преступных промыслов).

Экономисты авторитетно предостерегают против популистских “крестовых походов” на организованную преступность, результатом которых станет не снижение, а увеличение социальных издержек.

Мафия вездесуща, она вжилась в ткани экономической, финансовой и политической системы. Ее мозговой политический и экономический центр по-прежнему в Сицилии, но в своих операциях она уже вышла за пределы одного региона.

Мафию уже нельзя рассматривать как определенную группу индивидов. Сейчас она больше напоминает социальную субсистему, проникшую в жизненно важные нервные центры общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)