Логистика в розничной торговле

В настоящее время розничная торговля является одной из самых динамично развивающихся сфер коммерческой деятельности в современной России.

Появление новых форматов розничной торговли, совершенствование коммуникаций – все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о применении самых современных концепций управления в розничной торговле, одной из которых является логистика.

Большое разнообразие магазинов позволяет покупателю выбрать нужный товар по цене, ассортименту и качеству.

В настоящее время получили распространение гипермаркеты, где можно купить практически все, что необходимо для повседневной жизни.

Но самыми массовыми остаются небольшие магазины, максимально приближенные к домашним хозяйствам (удобные магазины, магазины «У дома»). Кроме того, благодаря использованию современных технологий развивается вне магазинная форма торговли (электронная коммерция, сетевой маркетинг, продажа через автоматы).

Развитие розничной торговли с точки зрения логистики следует рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения.

В розничных торговых предприятиях в настоящее время применяются различные методы прогнозирования спроса, контроля за продажами и уровнем запасов. Для повышения эффективности контроля над запасами используются сканирующие устройства, позволяющие сократить время покупателю на оплату товаров и повысить пропускную способность торговых предприятий.

Решения логистического характера формируются уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов.

С учетом организации сквозных технологических процессов проектируются:

  • удобство передвижения покупателей по магазину;
  • оптимальные размеры торговых, складских, служебных помещений и технологических зон;
  • ширина дверных проемов;
  • высота и площадь разгрузочных рамп;
  • современная планировка торговых залов.

Все компоненты производственных мощностей магазина (помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и оборотная тара) должны быть увязаны в единую систему, которая в свою очередь встраивается в общую систему товародвижения на макроуровне.

Таким образом, использование логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной и согласованной схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения запросов потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны торгового предприятия.

В задачи логистики входит анализ движения покупательских потоков в магазине, проведение мониторинга спроса и конкуренции.

По мере насыщения товарных рынков и нарастания конкуренции большинству торговых предприятий для увеличения конкурентоспособности следует обратить внимание на методики снижения логистических затрат.

Актуальность логистики в сфере розничной торговли обусловлена следующими факторами:

  • конкуренция среди торговых операторов нарастает, в ряде городов уже можно говорить о физическом насыщении рынка крупными магазинами и торговыми центрами;
  • появляются новые форматы розничной торговли – вплоть до попыток создавать надформатные структуры, совмещающие в себе преимущества нескольких форматов розничной торговли.

Это приводит к тому, что все розничные операторы независимо от сегмента рынка уделяют внимание логистике в широком ее понимании и, в частности, управлению запасами, складированию, транспортировке, вопросам аутсорсинга, управлению логистическими рисками.

Одной из основных тенденций современных взаимоотношений в цепи поставок, связывающей производителей, оптовых и розничных торговцев, является рост контроля розничных операторов над всей цепью поставок.

Розничные торговцы усиливают свое влияние, пропуская большую часть своих поставок через распределительные центры. Кроме того, внедрение частных торговых марок, позволяет ритейлерам влиять на поставщиков сырья.

Процесс нарастания контроля розничных торговцев над цепями поставок вызван тем, что объем продаж ритейлерам и использование современных информационных технологий для сбора, хранения и обработки информации позволяют им знать потребности покупателей и влиять на них гораздо лучше маркетологов предприятий производителей.

В итоге это приводит к тому, что розничные торговцы преобладают над производителями в борьбе за долю общей прибыли, создаваемой в полной цепи поставок.

Появление новейших информационных технологий ускоряет процесс внедрения в розничную торговлю систем быстрого реагирования. Суть этой системы состоит в следующем.

После того как какое-либо количество единиц товара продано магазинами, а информация об этом введена через сканирующее устройство и поступила в информационную систему розничной точки или сети, данные направляются в систему пополнения запасов и переоформления заказов предприятий-поставщиков.

Затем следует быстрая реакция на возникший спрос. Передача информации о спросе на товары основным поставщикам приводит к последующей интеграции производства и сферы товарного обращения.

Преимущества системы быстрого реагирования для розничного торговца:

  • снижение уровня логистических затрат;
  • снижение уровня запасов;
  • ускорение движения материальных потоков; удовлетворение потребностей покупателей;
  • увеличение объемов продаж;
  • усиление конкурентных преимуществ.

Преимущества системы быстрого реагирования для поставщика:

  • снижение уровня логистических затрат;
  • более предсказуемые производственные циклы;
  • увеличение частоты заказов; более тесные связи с розничными торговцами;
  • возможность отслеживать объемы продаж в розничной торговле по каждой товарной позиции, следовательно, лучшее прогнозирование;
  • усиление конкурентных преимуществ.

Этапы внедрения системы быстрого реагирования.

Этап 1. Внедрение базовых технологий системы быстрого реагирования: использование сканеров для сбора данных по всем единицам складского учета; использование штрих-кодов или радиочастотных меток; применение устройств электронного обмена данными.

Этап 2. Реорганизация внутренних процессов поставщика и предприятия-потребителя:

  • применение электронных коммуникаций для пополнения запасов;
  • наличие малых объемов запасов в системе;
  • обработка заказов на малые партии товара;
  • внедрение программы автоматического пополнения запасов;
  • организация поставки по технологии «точно в срок»;
  • маркировка контейнеров или поддонов при погрузке;
  • уведомление магазинов о предстоящей доставке отгруженной товарной продукции.

Этап 3. Управление цепью поставок на основе сотрудничества участников товародвижения, то есть совместное использование данных об объемах продаж в режиме реального времени.

Таким образом, для повышения экономической эффективности выполнения логистических операций, большинство розничных торговцев приходит к необходимости более тесного сотрудничества со своими поставщиками.

Внедрение концепции управления цепями поставок и системы быстрого реагирования производителями и розничными торговыми предприятиями позволяют управлять цепью поставок как единым целым и эффективно координировать совместную логистическую деятельность.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение концепции логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Эффективность применения логистики в торговле проявляется в следующих составляющих.

Составляющая 1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет: перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене; применения современных технологий контроля состояния запасов; высокой степени согласованности участников товародвижения в вопросах своевременного пополнения запасов. Сокращаются как текущие, так и страховые запасы.

Текущие – за счет использования технологии «точно в срок», а также формирования оптимальных размеров партий. Страховые запасы – за счет их концентрации в едином распределительном центре.

Составляющая 2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, рационализация цепи товародвижения позволяет существенно изменить структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей.

Этого удается достичь за счет резкого сокращения общего количества запасов, а также перемещения части подготовительных операций, таких как фасовка, маркировка, проставление цен на более ранней стадии товародвижения (к примеру, в оптовую торговлю).

Составляющая 3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени выполнения сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

Составляющая 4. Сокращение транспортных расходов за счет высокой согласованности участников товародвижения при доставке грузов.

Составляющая 5. Сокращение логистических затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Выбор методов снижения логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как:

  • сложность логистической системы розничной торговой сети;
  • дифференциация продукции (ассортимент, упаковка, требования к режиму транспортировки);
  • объемы перевозок;
  • период планирования;
  • количество видов используемого транспорта;
  • режим работы транспортных компаний.

Совокупный эффект от использования концепции логистики в розничной торговле, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных составляющих.

Это объясняется возникновением у логистических организованных систем способности обеспечивать поставку нужного груза, в нужном количестве и качестве, в нужное время и место с минимальными затратами и нужному потребителю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)