Логистика складирования в торговле

В интегрированных цепях поставок, будучи одним из основных звеньев между производителями и потребителями продукции, склады представляют собой важную часть любой логистической системы.

Складирование как логистическая функция играет важную роль в формировании стандартов обслуживания потребителей и поддержании заданного уровня при наименьших возможных затратах. В этой ситуации четко прослеживается координирующая функция логистики.

Если функциональное целеполагание маркетинг-менеджмента направлено на распределение ресурсов, максимально возможную долгосрочную рентабельность компании, то логистика осуществляет функциональное обеспечение достижения этой цели при минимизации общих издержек.

К издержкам в этом случае относят транспортные затраты, затраты на складирование, затраты на формирование заказов и информационное обеспечение, затраты на формирование партии производства продукции (и (или) отправки), затраты на содержание запасов.

Складские структуры осуществляют хранение ресурсов на всех этапах воспроизводственного процесса (сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, деталей, узлов, собственного незавершенного производства, готовой продукции): в местах их производства, в пространстве распределения и в месте потребления.

В последнее время для выполнения аналогичных функций используются распределительные центры (distribution center), однако эти термины не идентичны и принято считать, что склад представляет собой более широкое понятие (Таблица 6).

Как видно, склады выполняют более широкий спектр собственно складских функций и операций, но их реализация осуществляется в большей степени в логистической системе предприятия, чем в интегральной цепи поставок.

Распределительные центры более ограничены собственно в логистике складирования, но для них характерны и прочие бизнес-активности, выходящие за пределы логистической системы отдельного предприятия и реализуемые в интегральных цепях поставок.

Функции распределительных центров в большей степени направлены на взаимодействие с потребителями.

В дальнейшем под термином «склад» будем понимать и собственно склады, и распределительные и логистические центры.

Логистика складирования в торговле

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса.

Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Основными проблемами логистики складирования, которые не могут быть решены лишь в рамках этого функционального менеджмента, а требуют взаимодействия с другими видами и уровнями функционального управления, являются:

  • выбор между собственным складом и складом общего пользования;
  • определение количества складов и размещения складской сети;
  • обоснование размера и места расположения складов;
  • выбор системы складирования.

В рамках собственно логистики складирования решаются следующие основные задачи:

  • рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки грузов;
  • эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
  • использование универсального оборудования, выполняющего широкий спектр складских операций;
  • минимизация маршрутов внут͙рискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
  • осуществление унитизации партии отгрузок (объединение небольших партий до полной загрузки транспортного средства) и применение централизованной доставки;
  • максимальное использование возможностей информационных систем.

Представление об оптимально организованной логистической системе как о системе без складов нельзя признать убедительным.

Логистика как функциональный менеджмент работает с категориями потоков и запасов, а потому результативность в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения ресурсов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения, которую первоначально осуществляли потребители продукции.

Развитие транспорта сделало возможной специализацию, и функцию хранения приняли на себя производители продукции, предприятия оптовой и розничной торговли.

Склад стал рассматриваться как необходимое для завершения маркетингового процесса место хранения товаров, обеспечивающее последнему встречу с потребителем.

Склады воспринимались как неизбежное зло, добавляющее дополнительные издержки к процессу физического распределения продуктов. При этом оставалась недооцененной функция складов по накоплению и формированию необходимого ассортимента продуктов.

Склады признавались необходимым средством выживания, но при этом мало внимания уделялось совершенствованию процессов хранения и обработки запасов.

Интересно
По мере роста масштабов хозяйственной деятельности была осознана необходимость повышения эффективности складского хозяйства, при этом по мере совершенствования техники прогнозирования и календарного планирования производства реальная необходимость в содержании больших товарно-материальных запасов сокращалась.

Постепенно улучшалась координация производственных процессов, реже стали происходить сбои и задержки в производственном цикле. В связи с сезонными колебаниями объемов производства и сбыта нужда в складах по-прежнему сохранялась, но общая потребность в запасах для поддержки производства существенно уменьшилась.

Вместе с тем возрастала потребность в складском хранении запасов в сфере розничной торговли, перекрывая сокращение производственных потребностей в складских мощностях.

У розничных магазинов возникла необходимость держать в запасе все более широкий ассортимент продуктов, которые было экономически невыгодно заказывать малыми партиями у каждого производителя.

Высокие расходы на транспортировку малых партий грузов практически лишили розничных торговцев возможности размещать заказы непосредственно у производителей.

В результате усилилась потребность в использовании складов для своевременной и экономичной поставки в сферу розничной торговли необходимого ассортимента продуктов. Оптовые структуры и вертикально интегрированные компании розничной торговли создали достаточно эффективные системы складского хозяйства, способные обеспечивать потребности розничной сети.

Опыт эффективного управления оптовыми складами был заимствован и производителями. Для фирм с разветвленной сетью производственных мощностей эффективное складское хозяйство открывало путь к сокращению запасов сырья и полуфабрикатов, позволяло снизить издержки при одновременной оптимизации производства.

Складирование стало интегрированным элементом производственных стратегий, основанных на принципах снабжения «точно в срок» и отсутствия запасов.

Основная идея логистической концепции «точно в срок» заключается в уменьшении запасов незавершенного производства, а этого невозможно достичь без надежной системы снабжения.

Для того что бы наладить такую надежную систему снабжения, требуется сеть складов, размещенных в стратегически выгодных пунктах. Развитое складское хозяйство становится жизненно важным интегрированным элементом производства.

Что касается логистических потоков готовой продукции, то склады позволяют поставлять потребителям смешанные отправки нужных продуктов.

Интересно
Поставка смешанных партий продукции непосредственно от производителей дает два преимущества: сокращает логистические издержки (за счет льготных тарифов при транспортировке консолидированных партий грузов) и позволяет снизить запасы малоходовых товаров, потому что они могут поставляться мелкими партиями в составе консолидированных грузов.

Далее главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий. Гибкость необходима для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок.

Совершенствование информационных технологий увеличивает гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить общие показатели логистического процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.

Следует указать следующие логистические функции складской системы:

  1. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителей.
  2. Преобразование ассортимента материального потока в соответствии с заказом клиента.
  3. Обеспечение концентрации и хранения запасов.
  4. Сглаживание асинхронности производственного процесса.
  5. Формирование партии отгрузки.
  6. Предоставление материальных, организационно-коммерческих, собственно складских и транспортно-экспедиционных услуг.

Логистика ставит задачу эффективной организации внутрискладских процессов, а так же задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы.

Соответственно, выделяются две группы задач:

  • задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
  • задачи по складам как самостоятельным системам.

Исходя из требований логистического подхода, склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Функционирование логистических систем – процесс многогранный, включающий технико-технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты.

Процесс их проектирования с точки зрения складской подсистемы должен определять место складского звена в логистической цепи, а так же формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.

Несомненно, вопросы функционирования склада как существенной части логистической системы являются ключевыми.

Укажем следующие основные виды складских услуг:

  1. Материальные услуги – связаны с выполнением операций по повышению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей в системе снабжения (нарезка, раскрой, расфасовка, комплектование и пр.).
  2. Организационно-коммерческие услуги – направлены на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена (реализацию излишних материальных ценностей путем перераспределения и на комиссионных началах, реализацию промышленных отходов, сдачу в прокат, аренду оборудования, техники, аппаратуры и т.д.).
  3. Складские услуги – выполнение операций складирования за оплату, прием материальных ценностей на временное хранение, сдача в аренду складских площадей.
  4. Транспортно-экспедиционные услуги – связаны с доставкой грузов клиентам собственным или арендованным транспортом.

Складирование создает конкурентные преимущества двух типов – экономические (ценовые) и сервисные (неценовые). Включение складской подсистемы в логистическую систему представляет собой стратегическое корпоративное решение и обосновывается соотношением затрат и эффекта.

Экономический эффект складирования возникает, когда использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек.

Отдачу от инвестиций в развитие складского хозяйства следует представлять в виде экономического эффекта, поскольку он поддается измерению и выражается непосредственно в стоимостных показателях.

Так, если включение в логистическую систему еще одного склада ведет к сокращению совокупных транспортных расходов на величину, превышающую сумму постоянных и переменных затрат на содержание этого склада, можно говорить о снижении общих издержек. При любом сокращении общих логистических издержек эксплуатация склада экономически оправданна.

Ученые Д. Бауэрсокс и Д. Клосс указывают, что складирование создает четыре основных вида конкурентных преимуществ, в числе которых консолидация, разукрупнение, доработка / отсрочка и накопление запасов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)