Логистика в оптовой торговле

Оптовая торговля является частью системы распределения готовой продукции в сфере товарного обращения. При управлении логистическими процессами в оптовой торговле осуществляется рационализация товародвижения на этапе перемещения материального потока от производственных предприятий до розничных торговых предприятий. При этом все участники логистического процесса должны учитывать интересы конечных потребителей.

В сфере товарного обращения субъектами логистического процесса являются:

  • сбытовые подразделения производственных предприятий;
  • крупные и мелкие оптовые посредники;
  • розничные торговые предприятия;
  • логистические посредники и провайдеры.

С помощью этих участников осуществляется перемещение совокупного материального потока от производителей к домашним хозяйствам или учреждениям.

Объект логистики оптовой торговли – материальный поток и сопутствующие финансовые, информационные и сервисные потоки на этапах товародвижения от производственных предприятий до розничной торговой сети.

Предмет исследования – рационализация движения материальных потоков на макро- и микроуровне в сфере оптовой торговли.

Движение совокупного материального потока в сфере оптовой торговли можно разделить на следующие фазы.

Фаза 1. Движение материальных потоков от производственных предприятий до крупных оптовых торговых предприятий, а также передача сопутствующих информационных и финансовых потоков.

Фаза 2. Получение материального потока крупными оптовыми торговыми предприятиями, его обработка и промежуточное хранение, получение заказов от клиентов и передача товаров к мелким оптовым посредникам в обмен на финансовые потоки.

Фаза 3. Получение материального потока мелкооптовыми торговыми предприятиями, его обработка и промежуточное хранение, получение заказов из розничной торговой сети, доставка или выдача скомплектованных партий товаров розничным торговцам.

Фаза 4. Обработка товарных партий розничным торговым предприятием, продажа и в некоторых случаях доставка товаров конечным потребителям.

Представленная классификация имеет теоретический характер, так как в реальных условиях происходит «размывание» границ между этими фазами за счет того, что производитель может отгружать товары непосредственно розничным торговым предприятиям или продавать конечным потребителям с помощью собственной розничной сети.

В целом сфера оптовой торговли представлена торговыми и сервисными предприятиями, связанными между собой материальными, информационными и финансовыми потоками. Особое внимание в оптовой торговле следует уделять возвратным материальным потокам, необходимости уменьшения их размеров на всех этапах товародвижения.

Функции логистики оптовой торговли заключаются в следующем:

  • планирование, организация и управление транспортными процессами в сфере товарного обращения;
  • управление товарными запасами на всех этапах товародвижения;
  • получение заказа на поставку и его эффективная обработка коммерческими посредниками;
  • комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций при подготовке товарных партий к отправке;
  • организация рациональной отгрузки;
  • управление доставкой товарных партий на участке от поставщика до промежуточного потребителя;
  • планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Деятельность по грузообработке на предприятиях оптовой торговли требует существенных затрат на их выполнение. Основная часть этих затрат связана с выполнением таких логистических функций и операций, как: складирование; транспортировка и экспедирование; сбор, хранение, обработка, выдача информации о заказах, запасах, поставках.

Принципиальное отличие логистики оптовой торговли от традиционных методов закупки и продажи товаров заключается в системной взаимосвязи всех функций на предприятии и в цепи поставок.

Задачи логистики оптовой торговли решаются на уровне отдельных предприятий и на макроуровне (сфера товарного обращения).

На уровне оптового торгового предприятия (микро-уровень) логистами решаются следующие задачи:

  • планирование процесса реализации товаров;
  • организация получения и обработки заказов;
  • выбор места расположения склада на обслуживаемой территории;
  • выбор вида тары;
  • принятие решения оконсолидации товарных партий, а также выполнения ряда операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки товаров;
  • контроль за транспортировкой;
  • организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам логистики в оптовой торговле относят:

  • выбор схемы распределения материального потока между участниками товародвижения;
  • определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;
  • контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Основным показателем успешной деятельности оптового торгового предприятия является полученная прибыль.

Основными направлениями деятельности для увеличения прибыли за счет снижения затрат в оптовой торговле считаются следующие мероприятия: создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя); экономическое объединение закупок и продаж товаров; выработка оптимальных схем складирования и пополнения запасов.

При решении определенной задачи предприятие может столкнуться с проблемой уменьшения прибыли, которая возникает из-за отсутствия учета всех факторов, влияющих на доход торгового предприятия. Поэтому для успешной коммерческой деятельности специалисты предприятия должно ответить на три вопроса.

Вопрос 1. В какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж из-за улучшения качества обслуживания клиентов.

Вопрос 2. Может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиентов при одновременном увеличении объема поставок.

Вопрос 3. Насколько целесообразно складировать товару оптовика, который располагается рядом с производственным предприятием или непосредственно на рынке сбыта.

Таким образом, при выборе оптимальной схемы товародвижения, оптовик должен рассматривать всю логистическую цепь до конечного потребителя. То есть учитывать минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, получение максимальной прибыли и обеспечение минимальных затрат на товародвижение.

Интересно
Кросс-докинг (от англ. cross-docking – от cross – идущий напрямую и dock – причал, стыковка, соединение). Это движение груза через склад напрямую, фактически без его размещения на хранение.

Иногда под кросс-докингом понимают прямую перегрузку товара между транспортными средствами. Идея кросс-докинга возникла в начале 90-х годов 20 века.

Эта технология представляет собой процесс внутри цепи поставок, в ходе которого доставка товарных партий на склад посредника от производителя и выдача товаров получателю (магазину) так скоординированы по времени и объему, что можно избежать процесса размещения груза в зону хранения.

Важное отличие кросс-докинга от традиционного складирования заключается в том, что это совокупность операций с заказами, а не с товарами. При этом заказ для магазина комплектуется не на складе посредника, а производителем товара при отгрузке.

В результате товарная партия поступает на склад коммерческого посредника непосредственно перед отгрузкой в розничные торговые точки, что обеспечивает минимальный срок пребывания товаров на складе.

Вместо размещения поддона на складе посредника, его сразу передают получателю (розничному торговому предприятию).

В процессе осуществления кроссдокинга осуществляется тесное информационное взаимодействие всех участников, выполняющих данный процесс, что обеспечивает эффективное планирование, управление
и контроль всей цепи поставок.

Кросс-докинг используется в том случае, когда промежуточное складирование товара на центральном складе влечет за собой крупные затраты или издержки при хранении скоропортящихся продуктов.

Преимущества кросс-докинга состоят в следующем: снижении затрат на складирование; уменьшении количества этапов товародвижения; сокращении складских площадей и снижении затрат на аренду склада и труд персонала.

Наряду с положительными моментами при кросс-докинге присутствуют следующие ограничения:

  • товар, проходящий через склад должен быть хорошо прогнозируемым по динамике «приход – уход», следовательно, необходимо постоянно проводить анализ потребительского спроса на ту или иную продукцию;
  • приходящий на склад товар должен быть сразу готов к отправке или предполагать незначительные дополнительные операции;
  • необходима четкая организация движения транспорта, в том числе на прилегающей территории склада.

Известны две формы кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный.

Одноэтапный кросс-докинг. Отправитель проводит комиссионирование товарных партий, ориентируясь на конечного получателя (магазины). В таком виде создаваемые грузовые единицы, не подвергаясь изменениям, проходят через несколько точек кроссдокинга и достигают потребителя материального потока.

Одноэтапный кросс-докинг используется в том случае, когда покупатель оформляет заказ с получением его на складе посредника, а поставщик-производитель соответствующим образом маркирует грузовые единицы, то есть указывает конкретного получателя (торговую точку).

Двухэтапный кросс-докинг. Отправитель проводит комиссионирование, ориентируясь на точку кросс-докинга (коммерческого посредника).

В этом случае создаваемые грузовые единицы без каких-либо изменений отправляются на склад посредника, где осуществляется вторичное комиссионирование с ориентировкой на получателя товарной партии.

Такая форма кросс-докинга практикуется в том случае, когда заказ оформляется для нескольких торговых точек или когда производитель указывает точку кросс-докинга как получателя. Таким образом, методы логистики используются как на уровне оптового торгового предприятия, так и в процессе взаимодействия субъектов коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)