Управление товарными запасами предприятия

Для торговых предприятий, в ассортименте которых большое количество ассортиментных позиций, управление поставками и поддержание запасов на необходимом уровне являются важнейшими логистическими задачами. Принятие решений требует полной и актуальной информации о движении ресурсов по каждой из позиций.

Усиление конкуренции на рынке повышает требования к уровню обслуживания потребителей, что включает и степень доступности товара.

Учитывая широкое предложение товаров, множественность источников их поступления, обеспечение постоянного присутствия на полках магазинов всех наименований продукции, задача рассматривается как чрезвычайно сложная.

Особенно остро проблема стоит в отношении стратегически важных товаров, отсутствие которых на прилавках магазинов является недопустимым, как по экономическим, так и социальным последствиям.

Торговые компании стремятся обеспечить доступность подобных товаров, застраховать себя на случай срыва поставок, что достигается путем создания запасов ресурсов.

Следует остановиться на особенностях товарных запасов торговых предприятий. Их классификация представлена в Таблица 13.

Управление товарными запасами предприятия

По назначению товарные запасы традиционно подразделяются на текущие, подготовительные, страховые и сезонные. Дополнительно для торговых предприятий требуется выделение запаса на выкладку товара – полочный запас.

Данный вид запаса наиболее близок к страховому, так как при нормальных условиях работы является неприкосновенным. Его особенность заключается в том, он служит маркетинговым целям (презентации товара).

Таким образом, можно сказать, что минимальный уровень общего запаса состоит из запаса на выкладку, подготовительного и страхового.

Управление товарными запасами включает:

  • определение размера оптимального товарного запаса;
  • оперативный учет запасов и контроль за их состоянием;
  • регулирование товарных запасов.

Определение размера оптимального товарного запаса (норматива товарного запаса) осуществляется путем использования методов и моделей расчета запасов (текущего, страхового и др.).

Используемую систему методов и моделей образуют:

  • статистические методы расчета показателей запасов (величины и периодичности поставок, размера страхового запаса и др.), основанных на данных управленческого и бухгалтерского учета и специальных наблюдений;
  • аналитические методы, включающие экономико-вероятностные (статические), экономико-математические (модель определения оптимальной величины заказа с учетом различных модификаций, ограничений, нелинейности параметров, многономенклатурности и пр. параметров) и вероятностно-статистические (на теоремах о числовых характеристиках случайных величин и преобразованиях случайных процессов – в том числе расчет страхового запаса по формуле Феттера – Даллека);
  • модели, основанные на исследовании операций (прогнозирование, имитационное моделирование, теория массового обслуживания и др.).

Оперативный учет запасов и контроль за их состоянием для отслеживания изменений параметров запасов и управленческих воздействий, характеризующиеся как детерминированными параметрами (точка заказа, фиксированная величина заказа или интервала между проверками) и случайными (период выполнения заказа, размер партии поставки) параметрами.

Методы управления (регулирования) запасами учитывают сложность и многоуровневость (эшелонированность) систем. Выбор системы управления запасами для торговой компании определяется количеством участников товародвижения.

Поступление ресурсов осуществляется или напрямую от поставщика (производителя) товаров или через распределительный центр (склад), входящий в структуру торговой компании.

Наличие распределительного центра во многом меняет политику управления запасами на предприятии. При использовании в процессе товародвижения распределительного центра туда перемещаются сезонные запасы. Остальные типы запасов остаются в торговых комплексах.

При этом распределительный центр располагает текущим, страховым, подготовительным и сезонным видами запасов.

Следовательно, создается система двойного страхования, при которой распределительный центр поддерживает страховой запас для защиты от неопределенности продолжительности функционального цикла «поставщик – распределительный центр» и неопределенности спроса со стороны розничных магазинов.

Торговые комплексы поддерживают определенный уровень страхового запаса для защиты от неопределенности продолжительности функционального цикла «распределительный центр – торговый комплекс» и неопределенности спроса со стороны конечных покупателей.

В управлении запасами при многоуровневом размещении используются следующие подходы:

  • плановый (толкающего типа), при котором применяются упреждающие действия по формированию запаса, опирающиеся на использование информационной базы прогнозирования спроса;
  • реактивный (тянущего типа), при котором система управления запасами построена на ожидании сигнала о наличии потребительского спроса, выступающего инструментом «вытягивания» необходимого продукта через канал распределения к потребителю;
  • комбинированный (адаптивная система), сочетающий в себе свойства обоих подходов.

При выборе «толкающей» стратегии торговая компания заранее определяет количество товара, который должен быть закуплен. При этом могут быть использованы разнообразные методы от учета мнения эксперта до расчета на основе математических моделей. Закупленный товар выкладывается на полки и ожидает своего потребителя.

Поставщики производят товары в соответствии с заказами ритейлеров. Если товар продается хорошо, ритейлер заказывает у поставщика новую партию. Если же спрос незначителен, ритейлеру приходится снижать цену, чтобы избежать затоваривания.

После введения запрета (с 06.06.2019) на возврат поставщикам непроданных товаров (со сроком годности до 30 дней) обе стороны (поставщики и ритейлеры) должны добиваться улучшения качества прогнозирования спроса, системы управления заказами и логистики поставок.

Интересно
Возможности современных информационных технологий в значительной мере расширили использование систем, основанных на «вытягивающей» стратегии, когда каждая совершенная потребителем покупка становится катализатором реакции для компании.

После регистрации факта продажи товара в цепи поставок происходит запуск целой последовательности действий. Посредством электронного документооборота все участники незамедлительно получают доступ к данным о продажах. Центр распределения реагирует на полученную информацию, автоматически пополняя запасы проданных товаров в магазинах.

Указанные стратегии в чистом виде редко используются торговыми компаниями на практике. Более распространенным является сочетание элементов обеих стратегий в зависимости от вида товара.

Для выработки тактики управления товарными запасами торговые компании должны осуществлять выбор одной из систем: с фиксированным размером заказа или с фиксированной периодичностью заказа.

Система с фиксированным размером заказа предусматривает поступление товаров равными, заранее оговоренными, партиями через изменяющиеся интервалы времени.

Заказ на поставку очередной партии осуществляется при уменьшении размера запаса до установленного критического уровня (точки заказа). Интервалы между поставками зависят от интенсивности потребления ресурсов. Недостаток системы заключается в необходимости осуществления постоянного контроля наличия запасов.

Система с фиксированной периодичностью заказа предполагает поступление товара через равные промежутки времени различными по размеру партиями поставки, зависящими от интенсивности потребления товаров. Поставщики в этом случае должны обладать гибкостью, т.е. возможностью поставлять различные партии товара.

Если торговые компании прибегают к использованию системы с фиксированной периодичностью заказа, то для каждого производителя, поставляющего конкретный товар, при заключении договора поставки оговариваются дни, в которые поставщик принимает заказ.

Отделом логистики в системе SAP для каждого товара настраивается параметр «цикл заказа» (например, каждый понедельник; среда и пятница; каждый день; вторник четной недели и т.п.).

В настоящее время в работе по управлению ресурсами торговых предприятий решающим является использование современных информационных технологий, позволяющих управлять цепями поставок от стратегического планирования до распределения полочного пространства.

Так, в Х5 Retail Group была внедрена система пополнения запасов и планирования спроса JDA.

Данная система работает следующим образом:

  • данные о товарах автоматически загружаются в систему JDA из ERP-cистемы или 1С;
  • модуль прогнозирования анализирует данные о товарах и делает по ним прогноз спроса;
  • для каждого товара строится график продаж, учитывающий все возможные колебания и факторы;
  • для каждого товара строятся точки нетипичной активности;
  • по всем товарам составляются профили продаж;
  • для зависимых товаров (например, фонарик и батарейка) строятся собственные учетные единицы;
  • система по каждому товару оперирует понятием единицы прогнозирования DFU (англ. Demand Forecasting Unit – единица прогнозирования спроса), определяющей связку единицы и места, где она находится;
  • в систему выгружаются данные о фактических продажах относительно прогноза, и она учится, сопоставляя разницу в прогнозе и в реальной ситуации;
  • итоге получается прогноз продаж.

Торговые компании используют потенциал высокоэффективных автоматизированных систем управления товарными запасами, что позволяет им добиваться высоких показателей оборачиваемости и снижения издержек.

С целью оптимизации запасов торговые компании применяют следующие сценарии:

  • пересмотр модели эшелонирования товарных запасов;
  • рассмотрение альтернативных типов обработки для определенных категорий товара (кросс-докинг и пик-бай-лайн);
  • хранение на складах поставщиков;
  • совместное управление запасами вместе с поставщиками;
  • пересмотр минимального размера заказа и частоты поставки.

В условиях развития онлайн торговли интернет-магазины меняют подходы к формированию запасов. Заказ товара происходит непосредственно под запрос покупателя, который выполняется не из запаса, хранящегося на складе магазина, а напрямую от производителя. Традиционно такая модель называется дропшиппингом, но предприятия предпочитают называть подобные проекты маркетплейсом.

Неизбежно к сокращению запасов в магазинах приведет введенный запрет возвратов непроданной продукции со сроком реализации менее 30 дней. Обострился и вопрос утилизации.

После окончания срока годности товара по закону он становится «отходом». Единственное, что магазины могут сделать – его утилизировать, что тоже требует затрат.

Чтобы этот ценный ресурс мог идти на переработку в корма для животных или на удобрения, сегодня нет инфраструктуры, которая могла бы у ритейла принимать этот ресурс, и есть жесткие ограничения по транспортировке, санитарному контролю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)