Метод Кларка – Райта
Метод Кларка – Райта был разработан двумя британскими учеными Г. Кларком (G. Clarke) и Дж. В. Райтом (J.W. Right). Несмотря на давность разработки (метод опубликован в 1963 г.), он до сих пор остается самым популярным методом для решения данной задачи, о чем свидетельствует практика его применения.
Погрешность решения не превосходит в среднем 5–10%. Достоинствами метода являются его простота, надежность и гибкость, что позволяет учитывать целый ряд дополнительных факторов, влияющих на конечное решение задачи.
Рассмотрим метод Кларка – Райта на примере.
Пример 3. Из исходного пункта, в котором располагается грузовой терминал, необходимо доставить грузы 12 получателям. Координаты исходного пункта: x0 = 10, y0 = 15. Грузовместимость транспортного средства 1500 шт. Координаты и объем спроса получателей представлены в Таблице 3, где xi, yi – координаты i-го получателя, qi – объем спроса i-го получателя, шт.
Требуется построить оптимальную схему развозки грузов получателям, при которой суммарный пробег автотранспорта будет минимальным.Местоположение оптовой базы и 12 получателей, а также объем поставок каждому получателю приведены на Рисунке 8.
На Рисунке 8 указана и исходная схема развозки грузов. Согласно исходной схеме для доставки груза каждому отдельному получателю организуется отдельный маршрут.
Например, водитель загружает в кузов партию 450 шт. и везет ее в пункт 1, там разгружает, затем возвращается на базу, берет вторую партию 400 шт. и везет ее в пункт 2 и т. д.
В данном случае, схема развозки состоит из 12 радиальных маршрутов.
Таким образом, суть метода заключается в том, чтобы, отталкиваясь от исходной схемы развозки, по шагам перейти к оптимальной схеме развозки с кольцевыми маршрутами.
С этой целью вводится такое понятие, как километровый выигрыш. На Рисунке 9 отображены две схемы развозки.
Схема развозки А (слева) обеспечивает доставку грузов в пункты 1 и 2 по радиальным маршрутам. В этом случае суммарный пробег автотранспорта равен:
где d – маршрут. Схема развозки B предполагает доставку грузов в пункты 1 и 2 по кольцевому маршруту. Тогда пробег автотранспорта составляет:
Схема В по показателю пробега автотранспорта дает, как правило, результат лучше, чем схема А. И поэтому при переходе от схемы А к схеме В получаем следующий километровый выигрыш:
- Управление товарными запасами предприятия
- Работа по выполнению заказов потребителей
- Основные организационно-экономические принципы хранения товаров
- Принципы организации хранения товаров
- Перемещение товаров
- Способы укладки товаров
- Проверка товаров
- Разгрузка, приемка и распаковка товаров
- Эффект присутствия на рынке
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу