Литература, музыка, театр

Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно отобразила эту сложную эпоху. Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии – Данте Алигьери (1265-1321 гг.).

Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» – «Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями. Хотя образы, данные в «Божественной комедии», крепко связаны со средневековым мировоззрением, о возрожденческом характере творчества автора говорят яркость языка и индивидуальность ее героев. Все творчество Данте и его «Божественная комедия», его канцоны, сонеты, философские произведения – свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности — истоки этой эпохи.

Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-74 гг.) – поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимался поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком перенестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. В поэтических и исторических произведениях, написанных в подражание античным авторам, он прославлял идеалы Древнего Рима. Славу в веках Петрарке принесли его стихи, посвященные Лауре. Двадцать лет он воспевал Лауру при жизни и десять лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его «Книга песен» стала образцом поэтического самовыражения и открыла новые пути в европейской лирике.

Наряду с лирической поэзией ведущим жанром раннего Возрождения была авантюрная новелла, основоположником которой стал – Джованни Боккаччо (1313-75 гг.). В его «Декамероне», сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества. Изображение разнообразных приключений давало возможность показать человека деятельным, находчивым, веселым, сильным, дающим волю своим естественным влечениям. Но, как в жизни, в «Декамероне» рядом с комическими событиями нередко происходили и трагические.

Во многих новеллах изобличались плутни, лицемерие, алчность и похотливость монахов. Новеллы Боккаччо и сейчас очень современны. Немецкие гуманисты были связаны не столько с античностью, сколько с идеями и настроениями своей страны, ставшей родиной Реформации. Главное внимание они уделяли религиозно-философским проблемам, подвергая пересмотру важнейшие догмы католической церкви; большое значение придавали вопросу о подлинно нравственном устройстве земной жизни. Поэтому творчество крупнейших писателей Германии было направлено в основном на разоблачение и осмеяние различных пороков феодалов и духовенства. Таковы сатиры “Корабль дураков” С.Бранта (1494 г.), “Похвала глупости” Э. Роттердамского (1509 г.), “Письма темных людей” У. фон Гуттена (1517 г.). Выдающимися Европейскими гуманистами и литераторами были Ф. Рабле, М. де Монтень и Мигель де Сервантес.

Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, “чудеса”, “фарсы”.

В середине XVI в. в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами.

Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.

Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство. Основа музыкальной культуры – духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы. Наиболее ранним музыкальным искусством светского характера было направление Ars nova (Новое искусство), развивавшееся во Франции и Италии в XIV в. Это были вокальные произведения на стихи Петрарки и других поэтов гуманистов для двух-трех голосов в сопровождении лютни, виолы; существовали и чисто инструментальные жанры.

Постепенно возрастала потребность в светской музыке. В Италии, Франции, Германии и Англии создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (основные бальные танцы XVI века – павана и гальярда), инструментальные пьесы (вариации, прелюдия, фантазия, ричеркар, токката, рондо и другие).

В 1503 г. Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала всюду – на улицах, в домах горожан, во дворцах вельмож и королей. Одни песни и танцы были более демократичными, другие – более изысканными. Число голосов в пении увеличивается до четырех–шести. Появляется мадригальная комедия – одна из предтеч оперы и балета.

В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был В. Галилей, отец знаменитого астронома. Появились первые концертирующие исполнители на органе, клавесине, клавикордах, виоле, различных видах флейт, в конце XVI в. – на скрипке. Возникает само понятие «композитор». Некоторые композиторы сочиняли только светскую музыку, но к светским жанрам обращались и мастера, посвятившие основную часть творчества духовной музыке. Крупнейшим композитором XVI в. был Дж. Пьерлуножи да Палестрино (1525-94 гг., Италия). Его творческое наследие состоит из девяносто трех месс, трёхсот двадцати шести гимнов, двух томов светских мадригалов.

Еще один выдающийся композитор Ренессанса – О. Лассо (ок. 1532-94, Нидерланды), создавший более двух тысяч произведений культового и светского характера. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первой в мире оперой стала “Дафна” (Я. Пери, 1594 г.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)