Контрольные полномочия Европейского парламента

Парламентский контроль за другими органами власти – неотъемлемый элемент демократического общества. В связи с этим одним из основных направлений деятельности Европейского парламента наряду с законодательной и бюджетной функциями признана “функция политического контроля” (§ 1 ст. 14 ДЕС), для осуществления которой он наделен специальными прерогативами (контрольными полномочиями).

Наиболее широкими контрольными полномочиями Европейский парламент располагает в отношении главного исполнительного института ЕС – Европейской комиссии, которая не только обязана регулярно отчитываться перед ним о своих действиях, но и может быть отправлена им в отставку путем выражения вотума недоверия (§ 8 ст. 17 ДЕС).

Европейский парламент также осуществляет контроль в отношении других институтов, органов, учреждений ЕС и в некоторых случаях в отношении государств – членов ЕС.

Как и парламенты государств, Европейский парламент осуществляет парламентский контроль в двух формах: непосредственный (прямой) и косвенный (осуществляемый через специально создаваемые парламентские органы).

Непосредственный контроль Европарламент осуществляет на пленарных заседаниях, а также на заседаниях своих постоянных комиссий. Формы его могут быть различными:

Парламентские вопросы, устные и письменные. На устные вопросы Европейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, а также Верховный представитель Союза но иностранным делам дают ответ на заседании Европейского парламента, на письменные – направляют его автору вопроса в письменной форме, по общему правилу (ст. 117 Внутреннего регламента Европейского парламента, далее ВР), в течение трех (приоритетные вопросы) или шести недель (неприоритетные вопросы).

В соответствии со ст. 230 ДФЕС:

“Комиссия в устной или письменной форме отвечает на вопросы, которые задаются ей Европейским парламентом или его членами. Европейский совет и Совет заслушиваются Европейским парламентом согласно условиям, предусмотренным внутренними регламентами Европейского совета и Совета”. Европейскому центральному банку Европейский парламент адресует вопросы в письменной форме (ст. 118 ВР).

Внутренний регламент самого Европейского парламента (ст. 116 ВР) также предусматривает ежемесячное проведение специального “часа вопросов” для членов Совета ЕС и Европейской комиссии. Отдельно свой “час вопросов” могут организовывать парламентские комиссии (ст. 197 ВР).

Наиболее часто должна отчитываться перед Европейским парламентом Комиссия. Она представляет депутатам общий ежегодный отчет о деятельности ЕС, а также специальные отчеты по различным вопросам, например отчет о применении права ЕС, также представляемый ежегодно.

Среди других институтов, органов, учреждений ЕС, которые обязаны направлять Европейскому парламенту свои отчеты (доклады), можно указать Европейского омбудсмана (доклад о каждом расследовании и годовой отчет), Европейский совет (доклад по итогам каждого заседания), Европейский центральный банк (годовой отчет).

Кроме отчетов и докладов Европейский парламент заслушивает заявления (декларации) других институтов ЕС, их руководителей и членов. С этой целью они могут приглашаться на пленарные заседания Европарламента и заседания парламентских комиссий.

Косвенный контроль осуществляется путем создания специальных органов, проводящих парламентские расследования и представляющих по их итогам отчет парламентариям. В качестве органов, проводящих расследования от имени Европейского парламента, выступают временные следственные комиссии, формируемые из его депутатов. В соответствии со ст. 226 ДФЕС: “При выполнении своих задач Европейский парламент по запросу одной четверти членов, входящих в его состав, может образовывать временную следственную комиссию для того, чтобы без ущерба полномочиям, предоставленным Договорами другим институтам или органам, проверить утверждения о предположительно имевших место правонарушении или нарушении порядка управления в ходе применения права Союза – кроме случаев, когда утверждаемые факты выступают предметом судебного разбирательства и до тех пор, пока не окончилась судебная процедура. Временная следственная комиссия завершает свою деятельность представлением доклада”.

Продолжительность работы временной следственной комиссии, по общему правилу, составляет не более одного года; при необходимости этот срок может быть продлен Европарламентом максимум до полутора лет (ст. 185 ВР). В целях осуществления своих задач следственная комиссия наделяется широкими правами по получению документов и иной информации от институтов, органов, учреждений как ЕС, так и государств-членов. Она может приглашать представителей этих инстанций на свои заседания и заслушивать их показания.

Детальные правила функционирования следственных комиссий определяют внутренний регламент Европейского парламента и законодательный акт ЕС, принимаемый Европейским парламентом по специальной законодательной процедуре: “Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после одобрения Совета и Комиссии, устанавливает порядок осуществления права на расследование” (абз. Зет. 226 ДФЕС).

Косвенный контроль может осуществляться Европейским парламентом и через постоянную комиссию по петициям, которая, при необходимости, может “организовывать информационные миссии в государстве-члене или регионе, указанном петицией” (ст. 202 ВР).

По итогам рассмотрения петиции комиссия по петициям подготавливает доклад и может инициировать принятие резолюции Европейского парламента. Комиссия по петициям также вправе через Председателя Европарламента представлять свое заключение или свою рекомендацию Совету ЕС, Европейской комиссии или органам государств-членов па предмет совершения определенного действия или получения официального ответа. О принятых комиссией по петициям решениях и их мотивах в обязательном порядке информируется петиционер (автор индивидуальной петиции или все авторы петиции).

Правом направлять петиции Европейскому парламенту наделен каждый граждан ЕС, а также любое другое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в ЕС (ст. 227 ДФЕС).

Европейский парламент принял решение рассматривать петиции также других физических и юридических лиц, которые не являются гражданами Союза и не проживают или не имеют своего юридического адреса в ЕС. Подобные петиции регистрируются отдельно (§ 13 ст. 201 ВР).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)