Легитимизация деятельности редакций процедуры регистрации и лицензирования СМИ

Для реализации производства массовоинформационной продукции на легитимной основе руководству издания следует зарегистрировать его в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации.

По существующим нормам процедуру регистрации средства массовой информации инициирует учредитель, который и сопровождает юридическое оформление издания в уполномоченных государственных органах. На начальном этапе регистрация газеты, журнала, телерадиоканала или Интернет-издания представляет собой процесс подачи учредителем пакета документов, среди которых особое значение имеет заявление.

В зависимости от территории распространения продукции регистрируемого СМИ заявление о регистрации может быть подано:

  • в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) – в том случае, если продукция регистрируемого СМИ предназначена для распространения на всей территории России, за ее пределами или территории нескольких субъектов РФ;
  • в территориальный орган Федеральной службы по надзорув сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – в случаях, если продукция регистрируемого СМИ предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации (края, области, республики, автономного округа), территории муниципального образования (города, поселка, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона). В каждом из субъектов Российской Федерации функционирует соответствующее Управление Роскомнадзора по краю / области / республике и др.
  • в территориальный орган Федеральной службы по надзорув сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по соответствующему федеральному округу – если продукция регистрируемого СМИ предназначена для распространения на территории двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ (например, территориальный орган Роскомндазора по Приволжскому федеральному округу находится в г. Нижний Новгород);
  • в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному органу – если продукция регистрируемого СМИ предназначена для распространения на территории двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа.

При заполнении заявления о регистрации СМИ указываются следующие данные:

  1. Сведения об учредителе (соучредителях) СМИ. Если в качестве учредителя выступает физическое лицо, то в данной графе указываются его фамилия, имя и отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства с почтовым индексом, телефон. Если в качестве учредителя выступает юридическое лицо, то в данной графе указываются организационно-правовая форма юридического лица, полное наименование, адрес местонахождения с почтовым индексом, ОГРН, ИНН, телефон, факс.
  2. Название СМИ.
  3. Форма периодического распространения. В данной графе могут быть указаны: информационное агентство; телеканал; радиоканал; телепрограмма, радиопрограмма, аудиопрограмма, кинохроникальная программа, видеопрограмма; периодическое печатное издание с обязательным указанием вида (газета, журнал и др.); сетевое СМИ.
  4. Редакционные адрес и телефон. Обозначается фактическое местонахождение редакции (название субъекта РФ, города или иного населенного пункта, наименования улицы, номера дома и т.д.) с указанием почтового индекса, а также контактный телефон для реализации обратной связи с редакцией.
  5. Язык (языки), на котором (которых) будет выходить в свет/ в эфир продукция регистрируемого СМИ.
  6. Примерная тематика и (или) специализация.
  7. Периодичность выпуска, максимальный объем. При обозначении максимального объема для печатных периодических изданий отмечают тираж, формат, количество страниц; для телепрограммы, радиопрограммы, аудиопрограммы, кинохроникальной программы, видеопрограммы, телеканала, радиоканала – хронометраж (в единицахизмерения времени); для сетевыхСМИобъем указывается в единицах измерения электронной информации – байтах.
  8. Предполагаемая территория распространения продукции.
  9. Источники финансирования. Это могут быть собственные денежные средства учредителя или заемные средства (кредиты, инвестиции, дотации, грантовые выплаты).
  10. Сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

К предоставляемому в органы Роскомндазора заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • нотариально заверенная доверенность на проведение регистрации (перерегистрации) или получение свидетельства, подтверждающего регистрацию СМИ, – если указанные действия будут производится уполномоченным лицом, действующим по поручению учредителя;
  • заверенная в соответствии с действующим законодательством РФ копия документа, подтверждающего право использования доменного имени сайта в сети Интернет (при регистрации сетевого издания);
  • для физических лиц – заверенные в установленном порядке копии паспорта, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  • для юридических лиц – заверенные в установленном порядке компании учредительных документов: свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе, о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, устава и др.

К общему пакету регистрационных документов учредитель (заявитель) прикладывает заверенную в установленном законом порядке копию документа, подтверждающего факт оплаты госпошлины. Размеры и основания взимания государственной пошлины отражены на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Тип издания, его тематика и (или) специализация являются определяющими при установлении размера регистрационного сбора. Так, для изданий, специализирующихся на публикациях для социально незащищенных слоев населения (детей, инвалидов), СМИ образовательной и культурно-просветительской направленности устанавливается пониженный сбор. А для изданий рекламного и эротического характера размеры госпошлины, напротив, увеличиваются.

Пакет документов, включая заявление о регистрации СМИ, может быть передан в органы Роскомнадзора нарочно, посредством почтового отправления или через Интернет-портал государственных услуг.Заявлениеорегистрации издания рассматривается уполномоченным государственным органом в течение 30 рабочих дней с момента поступления.

СМИ считается официально учрежденным (зарегистрированным) со дня включения его в реестр изданий и выдачи свидетельства о регистрации, которое действует бессрочно. Форма свидетельства утверждается Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Со дня выдачи свидетельства о регистрации в течение одного календарного года учредитель имеет право приступить к производству и выпуску информационной продукции.

Заявление о регистрации СМИ возвращается заявителю без рассмотрения в течение 30 рабочих дней с момента поступления в случаях:

  • если заявление подано в регистрирующий орган с нарушением инстанционности. К примеру, продукция регистрируемого СМИ предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, а заявление о его регистрации подано не в центральный, а в территориальный орган Роскомнадзора;
  • если заявление подано лицом, не имеющим на то полномочий;
  • если не уплачена государственная пошлина.

Существуют основания для отказа в регистрации СМИ:

  • если регистрирующим органом уже было зарегистрировано издание с тем же названием и той же формой распространения медиапродукции;
  • если заявление подано лицом, не обладающим правом на учреждение СМИ на территории России (к примеру, несовершеннолетним, гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства);
  • если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
  • если наименование, примерная тематика и (или) специализация СМИ представляют собой злоупотребление свободой массовой информации.

Так согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О СМИ», «не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».

При изменении местонахождения редакции, максимального объема или периодичности выпуска медиапродукции учредитель обязан уведомить об этом регистрирующий орган в течение одного календарного месяца.

Телерадиовещание на территории России подлежит обязательному лицензированию. Лицензии на вещание выдаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с действующими нормами претендовать на получение лицензий на вещание могут только зарегистрированные в установленном законом порядке СМИ.

Лицензия позволяет ее держателю на основании соблюдения лицензионных условий осуществлять распространение информационной продукции. Лицензии, как правило, выдаются на конкурсной основе, поэтому претендентам может быть отказано в получении документа по предусмотренным условиями конкурса основаниям, если редакции их СМИ, к примеру, не располагают техническими возможностями для осуществления вещания с указанными в заявке характеристиками. Лицензия подлежит переоформлению в случае изменения лицензионных условий или продления срока действия самой лицензии.

Плата за выдачу лицензии на вещание вносится учредителем до подачи заявки на получение лицензии. Данный факт подтверждается заверенными в установленном законом порядке копиями соответствующих платежных документов.

Размеры платы устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая в случае обоснованного отказа заявителю в выдаче лицензии в 1месячный срок принимает решение о возврате госпошлины.

Если лицензия была получена обманным путем, выявлен факт скрытой уступки лицензии или неоднократно нарушались лицензионные условия, лицензия на вещание аннулируется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)