Культурология как интегративное знание

В данном случае культурология дает целостное принципиально новое видение проблем взаимоотношения человека с миром и, на наш взгляд, может быть методологической основой такого знания. В этом плане, очень перспективны прикладные социально-управленческие возможности культуры для прогностического моделирования социокультурных процессов как глобального, так и регионального уровня. Овладеть способами оптимального управления социокультурным развитием возможно, лишь опираясь на знания о системных, структурных, функциональных и динамических свойствах культуры.

Научно-технические революции делают общества чрезвычайно динамическими системами, стимулируя радикальные изменения социокультурных связей и форм человеческой коммуникации. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно меняют и перестраивают культурную традицию.

Систематизированное знание о целостных системных свойствах культуры и ее структурных элементах в полной мере отвечает современным потребностям в качественно новых способах управления социокультурными процессами.

Понятие «культурология» впервые используется и осмысливается в работах американских антропологов: Л.А. Уайта (1900 – 1975) и Дж. Фейблмана (1904 – 1998). Так, например, Л. Уайт определял культуру как «символат», а науку о культуре, культурологию как «науку о символатах». Смысл слова «культурология» Уайт определил как «творческое». «Оно выявляет связь между человеческим организмом, с одной стороны, и экстрасоматической традицией, какой является культура, – с другой. Оно носит творческий характер; оно утверждает и определяет новую науку».

А Дж. Фейблман осмысливал культуру как определенную систему ценностей и как прикладную онтологию. Он одним из первых провел сравнительный анализ культурологии с другими науками. Согласно его концепции все существующие науки должны соотвествовать разным уровням человеческого бытия.

Например, разные уровни бытия отражают физика, химия, биология и психология. В свою очередь культура – это эмпирический уровень бытия. Следовательно, культурология, согласно его концепции, есть синтез научных знаний. Он писал, что наука о культуре включает в себя и антропологию, и этнологию, и социологию, и социальную психологию. Отсюда культурология есть изучение этих уровней. Поскольку культура состоит из различных уровней, наука о культуре есть изучение этих уровней. В тоже время культурология является целостным научным представлением о культуре как способе бытия человека.

Интересно
Целостность человеческого бытия основана на доминирующей онтологии, т.е. на идее абсолютной ценности бытия. Фейблман полагал, что принцип доминирующей онтологии дополняется моралью и внешней ценностью бытия. Совокупность этих трех компонентов: доминирующая онтология, мораль и внешняя ценность бытия – обеспечивает целостность человеческой жизни.

Следующая проблема, которая интересует Фейблмана связана с вопросом: является ли культурология наукой? Ученый уверен, что это наука, так как существующие в мире явления, могут быть подвергнуты измерению, могут стать объектом научного изучения.

Интересно, то, что в своих работах он пытается осмыслить и версию отрицательную (культурология не наука). Истоки данной версии он находит в традициях немецкой философии. Именно в немецкой классической философии ошибочно, по Фейблману, было принято разделение наук на общественные (Gestwissenschaften) и естественные (Naturwissenschatten); нормативные и эмпирические. Немецкие философы полагали, что измерению подлежат только физические и другие объективные процессы. Следовательно, общественные науки абсурдны.

Научный метод – это особенность только естественных наук. Фейблман показывает, что подобная точка зрения основана на ложной метафизике, т.е. на абсолютной вере в реальность и неизменность физических частиц. Ученый уверен, что причина некоторой «слабости» развития общественных наук в том, что они «с опаской» относятся к рациональному методу, т.к. «им злоупотребляли в Средние века».

Но в настоящее время рациональный догматизм (схоластика) преодолен. И сегодня истина основана на сочетании рационального метода и эмпирических исследований (фактов). В Средние века разум человека был «привязан» к Откровению; в Ренессансе – над разумом довлели догмы то субъективного номинализма (Бэкон), то психологизма (Декарт).

В настоящее время, по мнению Фейблмана, следует признать власть разума, опирающегося на факты как на единственный авторитет. Объединение разума и фактов создает условие для развития культуры. Применение научного метода, основанного на единстве разума и эмпирического знания, приведет к созданию науки о культуре, культурологии.

Несмотря на все вышеперечисленное, в современной западной литературе такое название науки о культуре употребляется не часто. Под наукой о культуре понимается синтез научных представлений, включающий социально-этнографические знания, культурантропологию, этнологию и этнопсихологию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)