Культура нового времени

Рубеж XVI– XVII веков является началом нового этапа в истории культуры Западной Европы, который принято называть Новое время и который продолжается и сейчас.

Новое время, как и другие великие культурно-исторические эпохи – Античность и Средние века, – не имеет точно определенных временных границ. Нельзя указать дату конца Средних веков или начала Нового времени.

На переходе от одной эпохи к другой возникли два таких переходных явления, как Возрождение и Реформация. Они существовали в том промежутке западной истории, о котором можно сказать, что он был уже не Средневековье и еще не Новое время. Это уже и еще не длилось весь XVI век. Переходное время завершается к XVII веку, что не означает невозможности проявления элементов Ренессанса и даже позднесредневековой культуры.

Интересно
Новоевропейская культура с XVII по XX век менялась настолько существенно, что может возникнуть сомнение в том, правомерно ли все еще говорить о Новом времени как об одной и той же эпохе, не наступил ли ее конец. Однако при всей переменчивости новоевропейской культуры от XVII до XX века у нее сохранилась такая устойчивая особенность, которой является ее секулярный характер. Действительно, это культура светская, обмирщенная, десакрализованная.

Только в ней впервые становится возможным атеизм не просто в качестве чьего-то индивидуального умонастроения, а как заявленная и существующая вместе с другими позиция в культуре.

Конечно, к атеизму и вольномыслию новоевропейскую культуру не свести. Она сохраняет и не может не сохранять связь с религией, со сферой сакрального, она по-прежнему в своих основаниях христианская. И религиозность стала существовать рядом с вполне секулярной культурой. Поэтому
человек XVII века часто попеременно пребывал в двух различных мирах, – в пределах и за пределами стен храма. В его мировоззрении странным образом уживались представления о бесконечности Вселенной – и ее сотворенности Богом; о необходимости служению Богу и ближнему и безоглядное корыстолюбие, эгоизм.

Религия продолжала определять повседневную жизнь европейского человека, но к ней обращались (правильнее сказать возвращались) лишь в кризисные моменты жизни – при смерти близких, болезнях, крушениях жизненных планов и т.д.

Культура XVII века воплощает в себе всю сложность и противоречивость этого времени. Трудно найти столетие, которое бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)