Криминалистические методики расследования преступлений

Методику расследования с учетом ее служебной роли можно рассматривать как систему научных рекомендаций, сосредоточенных в комплексе методических пособий, руководств и других изданий, посвященных расследованиям отдельных видов преступлений в целом или применительно к какому-то конкретному виду (группе).

Интересно
В качестве примера можно назвать методические пособия по расследованию бандитизма, терроризма, изнасилований, телесных повреждений, мошенничества, хищений и многих других видов преступлений. В них содержатся комплексные рекомендации по наиболее эффективным способам расследования преступлений отдельного вида или группы.

В методике расследования отдельных видов преступлений из поставленных задач рассматриваются не только комплексные вопросы о состоянии преступности, организации расследования, предварительной проверке материалов, об особенностях выдвижения версий и взаимодействия с органами дознания, но и процессуальные аспекты работы с доказательствами, уголовно-правовой квалификации и предупреждения преступления.

Неслучайно в состав авторских коллективов подобных методических руководств и пособий включаются специалисты по уголовному праву и процессу, криминологии, прокурорскому надзору, судебной медицине, судебной психологии, ведению бухгалтерскому учету и другим науками.

Вместе с тем основное содержание методических руководств, пособий, информационных писем и иных указаний по раскрытию и расследованию преступлений должны составлять научные, базовые положения методики расследования как части науки криминалистики, сориентированные на практику, оптимальное решение задач уголовного судопроизводства.

Соответственно запросам практики и достижениям в области теории, в методике расследования разрабатываются общие методические рекомендации и частные методики расследования преступлений. Виды, форма, структура и их содержание различны и зависят от классификационных оснований их построения (уголовно-правовых, криминалистических и др.).

Кроме того, методика расследования преступлений является частью учебной дисциплины «Криминалистика», обслуживающей процесс обучения. Для оптимального выполнения дидактических функций криминалистическая методика должна решать не только общие педагогические проблемы: предмет обучения (типовые методы эффективного раскрытия и расследования, учет особенностей расследования отдельных видов преступлений и т. д.) и способы обучения (наиболее рациональное сочетание навыков оптимальных методов, приемов и средств обучения).

Интересно
Для криминалистической методики наиболее остро встает проблема разработки и формирования знаний по новым, еще не используемым способам совершения деликтов, а также еще более сложная и во многом спорная проблема подготовки рекомендаций по активному противодействию новым, еще не предусмотренным уголовным законодательством общественно опасным деяниям (так было, например, с легализацией «грязных» денег, некоторыми преступлениями террористического характера, совершения мошенничеств с использованием компьютерных и иных информационных технологий и т. д.).

К сожалению, эта важная функция криминалистической методики еще не получила должного развития. Тем не менее она придает специфический характер методике расследования, особую творческую направленность, благодаря чему этот заключительный раздел криминалистики является своеобразным «новаторским паровозом» для других частей этой науки.

Криминалистическая методика состоит из трех подсистем:

  • исходная, включает упорядоченную типовую информацию о событии, механизме и следах преступной деятельности;
  • методика предварительного следствия, отражающая закономерности правоохранительной деятельности по предотвращению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • методика судебного разбирательства.

Взаимодействие всех трех подсистем создает новое целостное образование – криминалистическую методику отдельных преступлений. Такой системный подход позволяет сформулировать следующее определение.

Криминалистическая методика расследования преступлений – заключительная часть предварительного расследования и судебного разбирательства отдельных видов и групп преступлений, благодаря которой разрабатывается в соответствии с уголовно-процессуальным законом система общих и частных теоретических положений и методических рекомендаций по наиболее целесообразным комплексам судебных, следственных, оперативно-разыскных и иных организационных действий, их сочетанию, применению технико-криминалистических средств и криминалистических средств и тактических приемов для разрешения складывающихся следственных и судебных ситуаций

Рассмотренные выше общие положения этого раздела криминалистики в наибольшей мере относятся к стадии досудебного производства и прежде всего к предварительному расследованию, а также к оперативно-разыскной деятельности и судебного разбирательства уголовных дел.

Приоритетное значение криминалистической методики предварительного расследования обусловлено возникновением на этой стадии доказывания специфических для нее сложных ситуаций (проблемных, конфликтных, тактического риска, организационно-неупорядоченных, комбинированных), оптимальное разрешение которых невозможно без методических рекомендаций, советов и программ.

Разумеется, многие положения криминалистической методики используются на стадии судебного следствия и в большей степени в оперативно-разыскной деятельности. Основная сфера применения всех положений и разработок криминалистической методики – досудебное производство.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение.

Криминалистическая методика – заключительный раздел криминалистики, синтезирующий положение криминалистических техники и тактики, разрабатывающий типовые рекомендации и программы предотвращения, раскрытия и расследования преступлений определенного вида или группы.

Система научных положений, на которых базируется криминалистическая методика, включает в свой состав видовую (групповую) криминалистическую характеристику преступлений, а также характеристику основных этапов процесса расследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)