Концепция третьей волны демократизатизации

Концепция «третьей волны демократизации» была разработана не без очевидного влияния известной книги А. Тоффлера «Третья волна» (Toffler, 1980), посвященной переменам во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революций. Среди исследователей третьей волны демократизации следует особо выделить Сэмюэла Хантингтона.

Его статья «Демократическая третья волна», опубликованная весной 1991 г. в «Демократическом журнале», и книга «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» (1991) вызвали особый интерес у исследователей, так как включали проблему демократизации 1970—1980-х гг. в широкий исторический и социальный контекст. Они сразу же были отмечены и использованы исследователями-компаративистами.

Концепция «третьей волны демократизации» базируется на следующих основных предпосылках.

Во-первых, переход к демократии в различных странах трактуется как глобальный процесс, т. е. между различными переходными процессами и формами демократизации можно не только отметить нечто общее, но и рассмотреть их как частные случаи мирового политического движения. А это значит, что на форму, интенсивность, характер переходных демократических процессов оказывают влияние не только национальные исторические, экономические, социальные и культурные условия, но и фактор международный.

Глобализация процесса демократизации выражается и в том, что ни одна страна (даже если в ней и продолжает сохраняться иной тип политического режима, нежели демократический) не может не испытывать влияния общего демократического движения. Можно также сказать, что третья волна демократизации захватывает и сферу международных отношений, наполняя их демократическим содержанием.

Во-вторых, предложенная концепция демократизации рассматривает демократию как самоценность, не связывая ее установление с прагматическими, инструментальными целями. Хотя на практике на демократические институты часто возлагают решение экономических и социальных задач, однако отмечается явная тенденция рассматривать демократию не просто как более предпочтительную в данных условиях форму политического устройства, а как потребность саму по себе.

Не случайно отмечается относительная устойчивость демократических ориентаций даже в условиях экономического кризиса. Как пишет Амарья Сен: «Демократия — это гарантия избирательных прав граждан, защита свободы и равенства прав личности, свобода слова, отсутствие цензуры СМИ.

Достоинства демократии как универсальной ценности проявляются в том, что она способна практически помогать людям. Если вышеприведенный анализ был очевидным, тогда демократические притязания на ценность основываются не только на ее достоинствах.

Имеется множество особенностей: во-первых, внутренняя важность политического участия и свобод в жизни человека; во-вторых, инструментальная значимость политических стимулов в осуществлении ответственного и согласованного управления; в-третьих, конструктивная роль демократии в формировании ценностей и осознании нужд, прав и обязанностей».

В-третьих, концепция базируется на идее плюральности возможных форм демократического порядка. В этом отношении возникает двойственная задача: с одной стороны, защита и обновление европейского либерализма, с другой стороны — формирование толерантности к иным формам демократического устройства.

Возникает закономерный вопрос о том, что расширение пространства демократии, выход ее за рамки европейской цивилизации неизбежно должны обогатить ее содержание за счет ценностей других цивилизаций. В-четвертых, демократизацией в конце XX в. не заканчивает- ся процесс перемен в мире, не завершается история демократии.

В этом смысле концепция «третьей волны» базируется на предпосылке синусоидального характера демократического процесса, т. е. как возможного реверсивного движения (часть стран может откатиться назад), так и возможной «четвертой волны», но уже в XXI в. В политической теории возрос интерес к прогнозу развития новых форм демократии.

В-пятых, важной интеллектуальной установкой исследователей третьей волны демократизации является оптимизм, убеждение в непреодолимости в конечном итоге движения к демократии в различных странах. В этой связи обосновывается идея о демократической природе человека.

Другой вопрос, как соединить и как соединяется движение к демократии с нарастающей тенденцией культурной гетерономии, культурных конфликтов в мире. Как пишет Рабий Райт, «в ироническом смысле, но отсутствие альтернатив демократии так- же поддерживает этнические и религиозные страсти» .

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)