Концепция массового общества

Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) Испанский философ, искусствовед, критик. В книге “Восстание масс” противопоставил духовную элиту, которая творит культуру, массе людей, довольствующихся примитивными стандартными понятиями и представлениями. В условиях индустриального общества и научно-технической революции в ХХ веке человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию. Это происходит в ущерб любым видам оригинальности и самобытности.

Интересно
И речь идет не об отдельных личностях, а об определенных социальных слоях и группах. Концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом. По Ортеге, обезличенная масса – скопище посредственностей – вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного “элитарного” меньшинства, поднимается против него, вытесняет элиту из традиционных для нее областей – политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века.

Взгляды Ортеги не следует уподоблять марксистскому учению о “революционных массах, делающих историю”. Для испанского философа “человек массы” – это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу. Это средний индивид, всякий, кто ощущает себя таким же “как все”. Он не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью.

Будучи не способен к критическому мышлению, “массовый человек” бездумно усваивает “ту мешанину прописных истин, не связанных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по волеслучая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека”.
Такого типа существо, в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия, может принадлежать к любому социальному слою – от аристократа крови до простого рабочего.

Вместо марксистского деления людей на эксплуататоров и эксплуатируемых Ортега говорит о том, что “радикальнее всего делить человечество
на два класса:

  • на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства;
  • и на тех, кто не требует ничего и для кого жизнь – это плыть по течению, оставаясь таким, какой есть, не силясь перерасти себя”.

Свои рассуждения о появлении “новой породы людей” – “массового человека” – испанский философ связывает прежде всего с европейской историей и подкрепляет весьма выразительной статистикой.

Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь на счет своей заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Именно отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит к его духовной деградации и падению нравственности.

Подтверждением пророчества Ортеги в эссе “Восстание масс” послужили такие последующие события, как: появление социальной патологии –фашизма, нацизма, сталинизма с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманитарному наследию прошлого, безудержным самовосхвалением и использованием наиболее примитивных наклонностей человеческой природы.

В конечном счете Ортега стремился показать, что отнюдь не “классовые противоречия” и не пресловутые “происки империализма”, а именно антигуманистические установки, навязываемые миллионам оболваненных людей в тоталитарных обществах, стали причиной всех трагедий ушедшего, двадцатого, века.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)