Кризис гуманизма

К началу ХVII века разочарование в гуманизме уже не было чем-то исключительным и единичным. Оно стало повсеместным и преобладающим. Кризис гуманизма вызревал постепенно. Проявился он в том, что гуманистическая устремленность выразилась в результатах, на которые сами гуманисты не рассчитывали.

Все разнообразные симптомы и проявления кризиса гуманизма проистекали из одного источника – из того что гуманизм культивировал такой образ человека, который не мог не прийти к самоотрицанию. Здесь многое проясняет опыт шекспировского Гамлета.

Очевидно что Гамлет – гуманист разочарованный и кризисный. Объяснение разочарованности Гамлета состоит в том, что он столкнулся со страшной реальностью жизни датского двора: с братоубийством дяди и предательством матери. Однако, поскольку Гамлет все-таки гуманист, ему и пристало действовать в соответствии со своими гуманистическими представлениями. Но они поколеблены тем, что дядя и мать Гамлета вовсе не соответствуют ренессанским представлениям о человеке.

Интересно
Но сам-то принц может и должен попытаться реализовать собой и своими действиями эти представления, доказать себе и другим их реальность. Но на протяжении всей трагедии Гамлет медлит и откладывает момент действия. Многие читатели упрекали Гамлета в нерешительности, упрекал в этом себя и он сам. Но насколько справедлив здесь упрек? Ведь всякое действие Гамлета неминуемо разрушило бы в нем гуманиста. И дело здесь не в коварстве и жестокости.

Гамлет столкнулся с ситуацией, когда действовать нельзя, когда гуманистическое отношение к человеку, в том числе и к самому себе, должно было стать реальностью. И оказалось, что для датского принца, поскольку он оставался гуманистом, пути во внешний мир ему нет. Гамлет застыл в длительном и тяжелом раздумье.

Приблизительно то же произошло и с реальным гуманизмом. Он оставался умонастроением до тех пор, пока его носители не обращались к реалиям войны, политики, хозяйственной и общественной жизни.
Эти реалии были настолько чужды и не податливы любому воздействию в гуманистическом духе, что не могли рано или поздно не отбить охоту у гуманистов петь гимны божественному достоинству человека. Пришло время, когда гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях. И тогда их гуманизм претерпевал самые радикальные изменения, становился мировоззрением уже совсем не ренессансного типа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)