Контроль результатов процесса обучения в высшей школе

О том факте, что обучение имеет место нужно судить не столько по наличию в аудитории внешних атрибутов учебного занятия, таких как присутствие излагающего материал преподавателя и конспектирующих студентов, не по использованию презентаций или раздаточного материала.

Это всё несомненно важно, если имеет место результат, и теряет педагогическое значение, если результата нет.

Одна из основных функций контроля как раз и состоит в том, чтобы выявить результат обучения. Другая функция контроля реализуется в отношении хода самого процесса обучения и позволяет провести его оценку на соответствие плану конспекту, рабочей программе, замыслу учебного курса в целом.

Интересно
В обоих случаях результаты контроля можно использовать для анализа, направленного на выявления затруднений, противоречий, проблем, с тем, чтобы в дальнейшем внести изменения в сам процесс обучения, тем самым обеспечивая его совершенствование и совершенствование профессионального мастерства преподавателя.

Контроль результатов обучения, как правило, проводится в устной, письменной и практической формах. Об усвоении знаний мы можем составить представления в ходе устных и письменных ответов на задаваемые вопросы.

Выполнение практических заданий позволяет сделать вывод о наличии умений и навыков. Более четкое понимание результатов обучения возникнет, если они будут представлены и на уровне речи, как устной, так и письменной, и на уровне деятельности по их применению.

В педагогической теории и практике организации процесса обучения выделяются следующие виды контроля. Предварительный контроль проводится до изучения учебного предмета и ориентирован на выявление имеющихся знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения данного предмета.

Текущий контроль проводится в рамках учебного курса и позволяет оценивать результаты обучения и их динамику. Тематический контроль позволяет оценить результаты усвоения отдельной темы.

Итоговый контроль завершает обучение по учебному предмету  или по образовательной программе в целом. Отсроченный контроль ориентирован на выявление остаточных знаний, умений и навыков по учебному предмету, спустя некоторое время после его изучения.

Для оценки результатов освоения образовательных программ в высшей школе осуществляется текущий контроль успеваемости, промежуточная и государственная итоговая аттестация.

Текущий контроль позволяет провести оценку результатов обучения в рамках освоения учебного курса, дисциплины, а также выполнение обучающимися требований, необходимых для допуска к промежуточной аттестации по данной дисциплине.

Промежуточная аттестация вузах проводиться в форме как устных, так и письменных зачетов и экзаменов.

Государственная итоговая аттестация на уровне бакалавриата, магистратуры и специалитета в обязательном порядке включает защиту выпускной квалификационной работы.

Интересно
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образовательная организация высшего образования вправе включить дополнительно государственный экзамен в государственную итоговую аттестацию.

На третьей ступени высшего образования – в аспирантуре – итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен, а также представляют научный доклад по результатам научно-квалификационной работы, подготовленной в соответствии с установленными правилами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)