Категорический императив

Человеку свойственно разрешать себе такие поступки, которые он бы не позволил совершить своим детям, и о которых вряд ли бы рассказал своим родителям. Не то, чтобы человек не стремится поступать нравственно.

Субъективность при оценивании поступков может возникнуть, если человек не имеет опыта, не владеет способами более широких оценок, или же, владея ими, осознанно руководствуется исключительно своими индивидуальными наклонностями.

С точки зрения И.Канта, поступок, продиктованный индивидуальными наклонностями не является нравственным хоть и не противоречит чувству долга, и даже, если соответствует ему. Данная ситуация не может не заинтересовать существующую теорию воспитания.

Интересно
Если для воспитанника в начале пути окажется непосильной столь масштабная оценка, это не означает невозможности движения, устремленного в направлении к всеобщему. Человек может провести индивидуальную оценку поступка, затем перейти к оценке с позиции значимых близких, после оценить с точки зрения представителей социальной группы к которой относится.

Вплоть до философской оценки на уровне всеобщего. Оценка поступка может проводиться не только в ситуации здесь и теперь, но и по отношению к прошлому, и по отношению к будущему. Если в ходе оценивания с разных позиций хотя бы один раз оценки поступков будут расходиться, они уже не смогут претендовать на статус всеобщих.

Тем не менее, описанная стратегия позволяет преодолевать ограниченность субъективизма индивидуальных оценок.

Негативной стороной обезличивания может стать безосновательное приписывание другим оценочных суждений, не отражающих позицию этих людей. Тем не менее, обезличенное высказывания может быть полезным в образовательном процессе, если общее суждение действительно отражает позицию всех.

Особенно это актуально при работе с иностранцами. Испытывая трудности психологического и языкового характера, они не всегда готовы сразу вступить в коммуникацию, высказывая суждение от первого лица.

В этой ситуации работает схема: преподаватель ставит группе задачу, группа её решает и кто-то от имени группы высказывает решение, затем, чередуя индивидуальные и групповые задания преподаватель шаг за шагом добивается того, чтобы действия, с которыми справилась группа, стали по силам каждому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)