Континуум аномии

Как было выяснено раньше, в буквальном переводе аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон; отсюда фр. anomie – отсутствие закона) обозначает беззаконие, отсутствие норм. Этим термином вполне можно описывать как поведение отдельных индивидов, так и состояние всего общества.

Но мы не обратили внимание вот на что. Частица <а> означает два состояния:

1) отрицание норм со стороны людей,
2) отсутствие законов в обществе.

Первая сторона отображает субъективный аспект аномии, вторая – объективный. Это означает, что нам, социологам, следует разводить отношение людей к законам и состояние институтов общества. Одно дело, когда законы есть, но население – в силу самых разных причин – не стремится их соблюдать.

И совсем другое дело, когда общество – в лице исполнительной или законодательной власти – не создало эффективные законы, а те, что существуют, либо бездействуют, либо не отвечают интересам большинства населения, а потому не соблюдаются им.

Обе стороны аномии характерны для российского общества. Причем, не только нынешнего, но и прошлого.

Ни Мертон, ни Дюркгейм, к сожалению, не выделяли и не различали две стороны аномии. Дюркгейму это вполне простительно, поскольку он считается пионером в подобном исследовании, поэтому он поставил проблему, но не раскрыл ее сущность.

Мертон описал не формы проявления аномии, а типы реакции индивидов на нее, а именно конформизм инновацию, ритуализм, ретритизм, мятеж.

Первые три, строго говоря, вообще не имеет никакого отношения к аномии. Действительно, если люди соглашаются и с целями и с средствами, то никакого беззакония и отчуждения людей от власти нет. Таков конформизм.

Когда цели принимаются, а средства отклоняются лишь для того, что одни, устаревшие, заменить другими, более совершенными, не разрушая существующего положения дел, но, напротив, обновляя и укрепляя его, то и здесь об аномии нельзя вести речь.

В самом деле, инновационное поведение к аномии не имеет отношения, поскольку обновление происходит всегда – и в стабильном и в нестабильном обществе. Если Мертон имел в виду нечто другое, то нужно было сделать оговорки и обосновать их.

Наконец, ритуализм, предполагающий отклонение целей, но соблюдение средств, также не имеет прямого отношения к беспорядкам, хаосу и анархии в обществе, ибо только они служат четким маркером того, что общество переживает глубокую стадию аномии.

Остаются два индикатора, с которыми нельзя не согласиться. Ретритизм означает индивидуальный – тихий, молчаливый и незаметный – побег одиночек из общества. Того общества, которое им не нравится, цели (заодно и ценности) и средства (институты) которого ими не признаются. У него существует иное название – эскапизм.

Отшельники и строители утопических коммун – наиярчайшие представители эскапизма, мирного бунта одиночек. А вот пятая форма реакции, мятеж или бунт, это прямое свидетельство того, что большинство населения либо его значительная часть доведена до крайности.

При этом мятеж, по формам своего проявления, можно серьезно варьироваться. Скажем, забастовка и стачка – это, несомненное, проявление мятежа, но в слабой форме. Еще слабее рестрикционизм – сознательное ограничение нормы выработки. Зато революция и бунт демонстрируют максимально сильную форму мятежа.

Современные антиглобалисты, съезжающиеся со всех концов мира на саммит Большой восьмерки, выражающие свое несогласие с целями и ценностями развитых стран, находят экстремальные формы выражения своего протеста: громят витрины, поджигают автомобили, сражаются с полицией.

Это мятеж в международном масштабе. На эскапизм или инновацию он никак не похож.

При мятеже не просто отклоняются цели и средства, но заменяются другими, противоположными тем, что существуют в обществе. Именно на таких принципах основана контркультура, как-то преступная, большевистская, фашистская или сатанинская.

Они противостоят существующему обществу, отвергают его, борются с ним и разрушают его.
Учитывая все формы проявления аномии, даже те, которые лишь внешне похожи на нее, а потому представляют собой ее ослабленный вариант, мы получим некий континуум аномии, на котором между двумя полюсами, самым слабым и самым сильным, а именно конформизмом и мятежом, расположились три промежуточные формы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)