Классификация ролей при потребительском поведении

Роль инициатора состоит в принятии решения о том, какая потребность в данный момент наиболее актуальна, и в принятии решения о совершении покупки с целью ее удовлетворения.

Роль фактора (influencer) состоит в действиях, оказывающих влияние на процесс принятия решения о покупке. Это может быть слово или целая речь, обосновывающая необходимость покупки или отвергающая ее.

Советчик – это разновидность данной роли.

Это могут быть и действия, способствующие покупке или предотвращающие ее. Например, я показал за рулем, как работает данный автомобиль, его плюсы и минусы. При этом ни одного слова может быть и не произнесено, но потенциальный потребитель примет во внимание организованный мной эксперимент.

Роль принимающего решение — обладает властью принять решение.

Роль покупателя состоит в акте покупке, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.

Роль пользователя состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.

Роль сторожа состоит в контроле решения о покупке, доводя или не доводя информацию, способную окончательно повлиять на решение о покупке до других членов семьи. Например, информацию о распродаже.

Роль не равнозначна индивиду. Роль — это набор предписаний. Сегодня их исполняет один индивид, завтра — другой. Кроме того, роль может исполняться как одним индивидом, так и группой, например семьей, приятелями и т.д.

Варианты ролевого доминирования:

  1. Доминирует муж — при покупке детали для инструментов.
  2. Доминирует жена — при покупке женской и детской одежды, кухонных принадлежностей, бакалейных товаров.
  3. Автономное доминирование (примерно одинаковое число решений, принимающихся самостоятельно).
  4. Совместное или синкретичное доминирование — при покупке бытовой техники.

Роль и индивид автономны по отношению друг к другу. Однако индивидуальные качества человека могут оказывать влияние на исполнение им роли. Например, в театре мы можем наблюдать, как в классических пьесах одну и ту же роль разные артисты исполняют по-разному.

Решение семейных конфликтов при покупательском поведении:

  1. Принуждение — «Я больше знаю о цифровых технологиях, чем ты». В виде:
  2. Ссылка на опыт («Я больше знаю о цифровых технологиях, чем ты»);
  3. Ссылка на авторитет («Я глава семьи и требую к себе уважения»);
  4. Угроза («Если ты не согласишься купить эту веешь, я не свожу тебя в ресторан»)
  5. Наказание («удар»);
  6. Торг — «Если ты сделаешь это, я куплю то», «Если я соглашусь сходить с тобой в кино, ты купишь мне…?».
  7. Манипуляция, путем проявления мрачного настроения и прочее.
  8. Убеждение: обращение к разумным доводам, ведущееся в спокойной и рассудительной манере.

Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи. В некоторых работах последнего времени классификацию проводят по психологическим этапам жизненного цикла семьи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)