Конструктивистская позиция В.А. Тишкова

В конструктивистской позиции содержится, безусловно, много ценного для изучения самой сложной (и теоретически и практически) проблемы современной этнологической науки — этнической процессуальности.

Но она не опровергла того, что этносы и этничность имеют объективные основания в природе человека и общества, отражают некие существенные стороны отношений человека с природной и социальной средой своего существования.

Укорененность этнического отнюдь не противоречит идее развития, но научный инструментарий его многочисленных современных модификаций и форм существования находится еще на стадии формирования.

В этом смысле несколько высокомерное отношение конструктивистов к обыденному сознанию, в котором примордиалистская трактовка этничности находит «благодатную почву», кажется не совсем уместным, так как это обыденное и есть один из уровней этнического самосознания, игнорировать которое невозможно.

Будущее этнологии, очевидно, связано с интеграцией различных подходов, в том числе и кажущихся сегодня полярными. Основные политически ориентированные выводы В.А.Тишкова включают много нюансов.

Таковы:

  • не существуют фундаментальные коллективные архетипы в виде этносов, и принадлежность к ним не заложена в человеке изначально;
  • культурный облик и границы этнических групп гетерогенны и подвижны, и они не обладают давним и строгим набором общеразделяемых характеристик и ценностей;
  • члены групп не обязательно должны действовать солидарно по их защите от внешних угроз, а тем более иметь в связи с этим «права и интересы»;
  • члены группы не обязательно испытывают отчужденность по отношению к другим, и это не может служить причиной конфликтных форм межэтнических взаимодействий;
  • для противодействия разделительным тенденциям по этнической линии панацеей являются как сильное централизованное государство, так и процесс разделения власти и постоянных договоренностей.

В выработке новых подходов к проблеме этноса и этничности предстоит, очевидно, преодолеть и некоторый «фатализм» примордиализма и «волюнтаризм» конструктивизма, сохраняя и интегрируя то ценное, что есть в этих научных подходах.

Но главное для этнопедагогики, то, что этническая составляющая личности никуда не исчезает.

В новых социокультурных условиях она видоизменяется, приобретает новые модификации, но продолжает служить важнейшим фактором этносоциализации личности.

Важнейшим условием изучения этого процесса становится обращение к другой, обычно не рассматриваемой этнологами подробно, «ипостаси» этничности — культурной.

Речь идет о том, что этничность может быть интерпретирована не только как свойство личности или группы, но и как интегративное свойство культуры, проявляющееся во всех ее спецификациях и на всех уровнях. Именно здесь она обретает вполне «измеряемые» параметры, находит свою реализацию, выявляет свои функции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)