- Услуги
- Цена и срок
- О компании
- Контакты
- Способы оплаты
- Гарантии
- Отзывы
- Вакансии
- Блог
- Справочник
- Заказать консультацию
Основная тема философствования Конфуция – отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях (государь – ‘отец и мать народа”, “государство – единая семья”), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.
Конкретному человеку Конфуций предписывает стремление к идеалу благородного мужа (цзюнь цзы), признаками которого является обладание следующими пятью основными качествами:
Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Эти отношения фундаментальны и представляют собой связи пяти видов. Это связи между:
Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.
“Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер. Если хотят образовывать характер, нужно иметь, во-первых, праведное сердце. Если хотят иметь праведное сердце, нужно иметь, во-первых, правильное мышление. Если хотят иметь правильное мышление, тогда нужно стремиться к правильному пониманию” (“Лунь Юй”).
Самым влиятельным из последователей Конфуция был М эн – цзы (371-289 гг. до. н. э.), расширивший теоретические основы конфуцианства. Мэн-цзы рассматривал человека как существо, благое от природы.
Добродетели присущи человеку естественным образом. Следовательно, управление должно быть человечным (жэнь чжэн), так как хорошему управлению люди следуют сами собой. Высшая цель государства – благополучие и добродетель народа.
Противоположной точки зрения придерживался Сюнъ-цзы (около 313-238 гг. до н. э.). Он считал человека дурным от природы, ищущим лишь выгоды и плотских наслаждений. Только постоянным воспитанием природу человека можно улучшить, прививая ему благие качества. Задачей же идеального правителя Сюнь-цзы считал “завоевание” собственного народа.
Во II в. до н. э. конфуцианство приобретает черты религии. Дун Чжуншу расширяет традиционные морально-философские темы конфуцианства посредством космологии, восходящей к школе инь- ян. В это же время происходит систематизация идей мыслителей предшествующих веков и комментаторская обработка текстов. С XI в. государственной философией Китая становится нео конфуцианство. Становление неоконфуцианства связано с учением Чжу Си (1130-1200 гг.).
Философия Чжу Си дуалистична. Два основополагающих принципа мироздания – это универсальный принцип формы, мировой разум (ли) и материальный принцип творения (ци). Эти принципы определяют и человека: ли в качестве идентичной всем людям сущности, ци как индивидуальная определенность. Моральная природа человека определяется универсальной формой, так что ли действует и как норма поведения. Становление конфуцианства как государственной идеологии происходит в постоянных дискуссиях с представителями школы фа, так называемыми “законниками” (легистами).