Компетенция Суда Конституционного РФ

Закон о Конституционном Суде Российской Федерации устанавливает:

  • основные общие правила судопроизводства, регулирующие порядок обращения в судебный орган;
  • рассмотрение обращение на предварительном этапе;
  • общие процедуры и правила рассмотрения дела;
  • принятие и содержание решений конституционного судопроизводства.

Общими эти правила именуются потому, что содержащиеся в них предписания относятся ко всем категориям дел, рассматриваемым в Конституционном Суде РФ. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации посредством жалобы, ходатайства либо запроса является поводом к началу рассмотрения дела, согласно Закону о Конституционном Суде Российской Федерации. Среди требований, предъявляемых к обращениям в суд, относятся: надлежащий субъект обращения и т.д.

Интересно
Возникающая неопределенность по вопросу соответствия закона, либо иного нормативного акта Конституции Российской Федерации является основанием к рассмотрению дела. Среди оснований так же можем выделить следующие: выдвижение обвинения Президенту Российской Федерации со стороны Государственной Думы; неопределенность в трактовке конституционных норм.

Обращение, составленное в письменной форме и подписанное управомоченным лицом, может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации. Заявитель вправе подать обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в электронной форме при помощи заполнения на официальном сайте суда, в сети «Интернет», специальной формы, в том порядке, который определяется Регламентом Конституционного Суда, либо в виде электронного подписывать документа, при который помощи необходимо электронной квалифицированной подписи.

Вышеперечисленное дает основание на осуществление переписки с заявителем в электронном порядке на основании правил, предусмотренных в Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации.

В тексте обращения обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  • Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган обращения;
  • данные о заявителе, его наименование;
  • данные о представителях заявителя и его полномочиях;
  • адрес и наименование органа, который издал акт, находящийся на проверке, или который участвовал в споре о компетенции;
  • конституционные нормы и нормы Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, которые дают право обращения в Конституционный Суд;
  • все данные и конкретное название акта, подлежащего проверке;
  • основания к рассмотрению обращения;
  • правовое обоснование позиции заявителя;
  • требования, обращенные в запросе;
  • список прилагаемых документов.

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель обязан оплатить государственную пошлину. Возможно освобождение от уплаты государственной пошлины либо уменьшение ее размера по решению Конституционного Суда Российской Федерации на основании анализа материального положения заявителя.

Не подлежат оплате государственной пошлиной следующие запросы:

  • запросы по поводу толкования Конституции Российской Федерации;
  • запросы судов общей юрисдикции;
  • ходатайства Президента Российской Федерации по поводу споров о компетенции в том случае, если он не является стороной в этих спорах;
  • запросы по даче заключений по поводу процедуры импичмента.

В случае отказа к принятию к рассмотрению обращения, заявителю возвращается сумма государственной пошлины. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации рассматривает обращение в предварительном порядке после поступления и регистрации обращения.

Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям законодательства в следующих случаях:

  • обращение является не подведомственным Конституционному Суду Российской Федерации;
  • обращение по своей форме не удовлетворяет требования закона;
  • обращение подано ненадлежащим органом либо ненадлежащим лицом;
  • заявитель не оплатил государственную пошлину на обращение;
  • обращение признано недопустимым на основании истечения срока со дня завершения рассмотрения в суде определенного дела, на момент подачи коллективной либо индивидуальной жалобы по поводу нарушения конституционных прав и свобод.

Заявитель вправе повторно направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации после устранения замечаний. В ситуации когда обращение явно неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации Секретариат направляет его в уполномоченные органы государственной власти или организации, которые являются компетентными в решении поставленных в нем вопросов.

Следующий этап стадии предварительного рассмотрения обращения – это предварительное изучение, одним или несколькими судьями Конституционного Суда Российской Федерации. Данная процедура осуществляется по распоряжению Председателя Конституционного Суда. На заседании Конституционного Суда Российской Федерации докладывается заключение по итогам предварительного изучения обращения.

В срок не более чем три месяца со дня окончания предварительного изучения текста обращения Конституционный Суд Российской Федерации в заседании принимает решение относительно вопроса принятия обращения к рассмотрению. Об этом уведомляются стороны.

В случаях, которые не терпят отлагательств, Конституционный Суд Российской Федерации вправе обратиться к конкретным государственным органам и их должностным лицам с ходатайством приостановить действие акта, который оспаривается.

Допускается отказ в принятии к рассмотрению обращения в следующих случаях:

  • разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • обращение не является допустимым;
  • по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в связи с принятием решения межгосударственным органом но защите прав и свобод человека;
  • акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем Конституционного Суда РФ. Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ принимается Конституционным Судом РФ не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Статья 47.1 устанавливает порядок рассмотрения дел без проведения заседания. Устанавливается так же конкретный перечень дел такого рода, основания в связи с которыми недопустимо разрешение дела без проведения судебного заседания.

Итогом рассмотрения дел без проведения слушания является постановление. Возможно объединение в одном производстве дела по обращениям, которые касаются одинакового предмета. Но как правило, рассмотрение и разрешение каждого дела является предметом особого заседания.

Судья-докладчик назначается Конституционным Судом РФ для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании.

В его полномочия входит истребование необходимых документов и материалов; поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Закон о Конституционном Суде устанавливает правовые гарантии обязательности исполнения требований Конституционного Суда РФ всеми органами, организациями и лицами, которым они адресованы, а также порядок возмещения расходов, связанных с исполнением этих требований. Участниками процесса в Конституционном Суде РФ являются: стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)