Общие правила производства в Конституционном Суде РФ

Порядок и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации основаны на принципиальных положениях, присущих судопроизводству и судоустройству общей юрисдикции, так и конституционно-правового судопроизводства. Принцип независимости означает, что в Конституционном Суде судьи руководствуются при отправлении правосудия Законом о Конституционном Суде и Конституцией Российской Федерации.

Судья в своей деятельности и принятии решений выражает лишь свою позицию в контексте норм права, необремененную сторонними указаниями и мнениями. Вмешательство в работу Конституционного Суда предусматривает определенного рода ответственность.

Подтверждением гарантии принципа независимости судей Конституционного Суда выступают, ежегодно предусмотренные на уровне федерального бюджета, средства, для обеспечения и поддержания работы Конституционного Суда. Упомянутые средства самостоятельно применяются судом, а также их сумма не может быть меньше, чем в предыдущем финансовом году.

Недопустимо применение ограничительных мер в части реализации правовых, финансовых, кадровых, и иных условий осуществления деятельности Конституционного Суда. Стремление в обеспечении большей независимости обусловило место нахождения Конституционного Суда Российской Федерации как высшего органа судебной государственной власти в Российской Федерации в городе Санкт-Петербург.

Принцип коллегиальности. Принятие решений по рассматриваемым делам происходит в Конституционном Суде на основе коллегиальности. Согласно закону, у судьи Конституционного Суда отсутствует возможность принимать решения по существу обращений, поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации.

Однако, в случаях, если судья назначен докладчиком по рассматриваемому делу он имеет право направлять в органы государственной власти от имени Конституционного Суда единолично, письменные предоставления требования текстовой о необходимости части нормативных правовых актов, разного рода документов, относящихся к делу; требования о необходимости проведения проверки, исследования, экспертизы.

В регламенте Конституционного Суда обозначено, что в судебном заседании должны участвовать как минимум две трети общего числа судей, кроме тех, судей, полномочия которых приостановлены, либо тех, кто отстранен от участия в рассмотрении дела. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности. Судебные заседания в Конституционном Суде проводятся открыто, кроме случаев когда есть необходимость обеспечить безопасность граждан, сохранить охраняемую законом тайну, защитить общественную нравственность. Уникальность закрытых заседаний аргументирована тем, что за время работы Конституционного Суда Российской Федерации в данном режиме не проводилось ни одно судебное заседание.

Интересно
Правило об открытости судебных заседаний относится только к заседаниям по делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства; заседания по вопросам, касающимся принятия обращений к рассмотрению или отказа в этом, а также по вопросам организации деятельности Конституционного Суда проводятся закрыто.

Принцип устности судебного разбирательства. Судебные разбирательства по находящимся в производстве делам в Конституционном Суде Российской Федерации происходят устно. Данное правило предполагает необходимость заслушивать при рассмотрении дела доводы сторон, свидетелей, экспертов, так же рассматриваются имеющиеся документальные доказательства.

К особенностям производства в конституционном суде относится тот факт, что в ходе заседания рассматриваются вопросы законодательства, как правило, фактические обстоятельства не подлежат рассмотрению, что позволяет проводить судебное производство в письменной форме, в значительной степени. Это происходит посредством обмена участниками через судебный орган документами разного рода, например, возражения, отзывы, заключения.

Проверка нормативного правового акта на предмет соответствия конституционным нормам, а также проверка на предмет нарушения прав и свобод граждан, закрепленных в конституционных нормах может проводиться без проведения слушания по делу, в тех случаях если орган конституционной юстиции признает отсутствие необходимости в рассмотрении дела в таком порядке. В этом случае возможно разрешение спора на основе прецедентных постановлений, правовых позиций суда.

В случае имеющегося возражения по поводу рассмотрения дела без проведения слушаний со стороны Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации либо органа власти субъекта невозможно использование указанной процедуры при разрешении дела на предмет соответствия положений закона конституционным нормам.

В том случае, когда рассмотрение дела проходит без проведения слушания, той стороне, которая издала нормативный акт, дается время ознакомиться с текстом обращения и подготовить на него отзыв, заявителю дается возможность ознакомиться с текстом отзыва и подготовить возражения на него.

Принцип языка конституционного судопроизводства. Судебное заседание проводится на государственном русском языке. Тем участникам, которые не владеют русским языком, предоставляется право дачи показаний на родном языке, а также право пользования услугами переводчика бесплатно.

Принцип непрерывности. Судебное разбирательство в Конституционном Суде непрерывно, кроме временного промежутка, который необходим для подготовки сторон к продолжению судебного заседания или отдыха. Так же перерыв может быть объявлен с целью устранить обстоятельства, которые препятствуют продолжению нормального хода заседания.

В конституционном судопроизводстве отсутствует запрет на рассмотрение судом одновременно нескольких дел, что обусловлено особенностями процедуры подготовки и предмета, принятия решения в Конституционном Суде Российской Федерации.

Принцип состязательности и равноправия участников. Данный принцип подразумевает равные права и возможности в части отстаивания собственной позиции в судебном заседании на основании состязательности сторон.

Состязательность сторон в конституционном судопроизводстве не исключает возможность принятия Конституционным Судом Российской Федерации принятия любого решения, отвечающего требованиям и нормам Конституции Российской Федерации.

Говоря о рассмотрении обращений в предварительном порядке, можно отметить, то поводом является запрос, ходатайство или жалоба от надлежащего заявителя, которое отвечает нормам законодательства о работе органов конституционной юстиции.

Среди оснований, позволяющих рассматривать дело разной категории выделяются следующие:

  • пробел относительно соответствия конституционным нормам закона либо иного нормативного правового акта, договора заключенного органами власти, не вступившего в силу международного договора;
  • обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора РФ в истолковании, предположительно приводящим к их расхождению с Конституцией;
  • противоречивые позиции органов власти государства относительно должностных полномочий в споре о компетенции;
  • пробел относительно вопроса соответствия конституционным нормам закона, который был применен или подлежит применению в разрешении дела в суде;
  • противоречие в трактовке и правопонимании конституционных норм;
  • выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращения, которые поступают в Конституционный Суд Российской Федерации регистрируются канцелярией и передаются в конкретное отделение с целью предварительного изучения.

Сотрудники Секретариата на основе заключения по итогам рассмотрения запроса либо обращения готовят заключение для передачи к рассмотрению судьями. В случае если обращение не соответствует требованиям, установленным законодательством, заявителю направляется соответствующее уведомление.

Уведомление такого рода может быть направлено в следующих ситуациях:

  • запрос является неподведомственным органу конституционной юстиции;
  • форма обращения не соответствует нормам закона;
  • запрос направлен от должностного лица или органа государственной власти не обладающего полномочиями на его отправку;
  • заявитель не произвел оплату государственной пошлины, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Заявитель имеет право устранить недостатки в тексте обращения и направить его в Конституционный Суд повторно. Заявитель так же имеет право требования принять в Конституционном Суде решение относительно соответствия требованиям закона его обращения, в случае несогласия с уведомлением Секретариата.

В таком случае, обращение заявителя должно быть передано с целью рассмотрения в судебном заседании судьями Конституционного Суда Российской Федерации. Те обращения, по которым необходимо принять решение в Конституционном Суде, передаются с целью предварительного изучения одному либо нескольким судья Председателем Конституционного Суда.

На предварительное изучение обращения отводится срок не более двух месяцев с даты регистрации. На заседании Конституционного Суда Российской Федерации заслушивается заключение по итогам предварительного ознакомления.

По итогам слушания судей-докладчиков, Конституционный Суд Российской Федерации вправе принять следующие решения:

  • отказ от принятия к рассмотрению обращения;
  • прекращение производства по конкретному обращению;
  • принятие к рассмотрению обращения.

Отказ в принятии обращения к рассмотрению оформляется в виде решения в следующих ситуациях:

  •  если вопрос, поставленный в обращении не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации;
  • обращение носит недопустимый характер на основании требований Закона о Конституционном Суде Российской Федерации;
  • ранее, Конституционным Судом Российской Федерации, было принято решение по предмету определенного обращения, которое сохраняет свою силу.

Положения ч.2. ст.36 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, определяют основаниями рассматривать дело в Конституционном Суде Российской Федерации возникающие противоречие либо неопределенность. В соответствии с ч.2. ст.71 Конституционный Суд вправе признать конкретное обращение, как не подлежащее рассмотрению в дальнейшем, на основании правовых позиций, ранее принятых решений.

Производство по обращению может быть прекращено на указанном этапе рассмотрения дела, в следующих ситуациях:

  • если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан;
  • если заявитель отозвал свое обращение.

Возможно прекращение рассмотрения материалов дела на следующих стадиях судебного процесса, если к моменту принятия обращения к рассмотрению, органы суда не выявили основание отказа, также если предмет обращения не отражен в конституционных нормах, либо по правовой природе не является конституционным. В тех случаях, когда Конституционный Суд принимает решение принять обращение, в судебном заседании назначаются один либо несколько судей (докладчиков).

К обязанностям судьи-докладчика относится подготовка материалов дела к рассмотрению и слушанию, подготовка проекта решения, изложение материалов в рамках заседания Конституционного Суда Российской Федерации. В ходе подготовки к слушанию дела судья-докладчик имеет право требовать необходимые ему документы, материалы; назначать проведение проверки, исследования, экспертизы; получать консультации специалистов разных областей; отправлять необходимые запросы и ходатайства.

Наряду с председательствующим в судебном заседании судья-секретарь должен определить лиц, которые подлежат вызову в конституционный судебный процесс. Он также распоряжается относительнооповещения о месте и времени судебного заседания, о необходимости направления участникам заседания документов и материалов, имеющих значение в рассмотрении дела.

Рассматривая правила и порядок рассмотрения дел в конституционном судопроизводстве, стоит отметить ряд моментов. Заседание созывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации. Он открывает заседание и оглашает какое именно дело слушается.

Председатель должен удостовериться в том, что все участники процесса явились; должен проверить обоснование полномочий представителей участников процесса. В случае неявки одного из участников процесса, Председатель должен поставить вопрос о возможном рассмотрении дела без конкретных участников. Следом, происходит разъяснение прав, обязанностей и ответственности сторонам, представителям сторон и иным участника судебного процесса.

Сообщение судьи-докладчика является началом рассмотрения дела по существу. Суд логично должен определять порядок изучения вопросов по делу и поддерживать определенную последовательность.

Как правило, сперва заслушивают доводы заявителя либо представителя заявителя. Затем происходят ответы на поставленные вопросы иных сторон и участников заседания, судей. После этого заслушиваются доводы и объяснения стороны ответчика, свидетельские показания, экспертные заключения. Исследуют документы, полученные в конституционном судопроизводстве.

Исследовательская часть судебного заседания завершается заслушиванием мнений вызванных в судебное заседание лиц, которые представляют разного рода органы государственной власти. После заключительных выступлений участников, происходит завершение слушания по существу дела и Суд, для вынесения и постановления решения, удаляется в совещательную комнату.

Относительно решений Конституционного Суда Российской Федерации можно сказать, что оно представляет собой правовой акт, посредством которого Конституционный Суд выражает свою волю, констатирует значимые с юридической позиции обстоятельства и излагает государственно-властные веления, имеющие общеобязательный характер. В конституционном судопроизводстве решения делятся на промежуточные и итоговые.

Стоит отметить, что итоговые решения относительно проверки нормативного правового акта федеральных органов государственной власти либо региональных органов власти, в части его соответствия Конституционным нормам, запросы по исполнению решений межгосударственных органов, запросы по жалобе о нарушении в законе прав и свобод человека и гражданина, запросы судебных органов власти в части проверки соответствия закона нормам конституции, запросы по толкованию Конституции Российской Федерации выносятся под именем Российской Федерации и являются по своей форме постановлениями.

Заключение Конституционного Суда – это итоговое решение Конституционного Суда, относительно соблюдения порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации в совершении какого-либо тяжкого преступления или государственной измены, на основании запроса Совета Федерации.

В природе указанного решения отсутствует распорядительно-властный характер, оно выступает условием на основе которого Советом Федерации принимаются соответствующие решения.

Определения – это решения, которые принимаются в рамках изучения дела и рассмотрения дела в конституционного судопроизводства, не по существу дела, а в отношении порядка, условий и оснований рассмотрения дела.

Определениями считаются такие решения как, решения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о принятии обращения к рассмотрению, о соединении дел по нескольким обращениям в одном производстве, о назначении судьи-докладчика, о прекращении производства по делу.

Определения Конституционного Суда РФ, как и его постановления, обладают свойством обязательности, однако в случаях, когда основания для принятия того или иного определения отпадают (например, если заявитель представляет ранее отсутствующие документы, подтверждающие применение или возможность применения оспариваемого закона в конкретном деле), Конституционный Суд не лишен возможности с учетом новых обстоятельств принять по тому же вопросу иное решение, не отменяя ранее принятое.

Итоговыми решениями считаются те, которые принимаются в рамках конституционного судебного процесса, например, постановления, которые выносятся в письменном производстве, исключая проведение слушания по существу дела. Они так же выступают в качестве решений и наделены юридической силой в Конституционном Суде Российской Федерации.

К особой категории решений в конституционном судопроизводстве относятся те, которые принимаются относительно вопросов функционирования и организации работы Конституционного Суда.

Сюда например, относят:

  • решения, касающиеся прекращения либо приостановления полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации;
  • решения относительно утверждения и принятия на должность начальника Секретариата Конституционного Суда и ряд других.

Заключения и постановления в конституционном судопроизводстве формируются как отдельные документы с обязательным условием-привести мотивы принятия соответствующего акта. В Конституционном Суде, решения и определения относительно вопросов функционирования и организации работы и деятельности протоколируются, если иные правила не установлены Законом о Конституционном Суде Российской Федерации, либо решением непосредственно конституционного судебного органа.

На основании правил и порядка конституционного судопроизводства определения в части отказа в принятии к рассмотрению обращения, в части прекращения судопроизводства по делу либо обращению должны быть оформлены как отдельный документ, с обоснованием мотива принятия конкретного решения, если возникнет необходимость-указать на обязательность условия опубликовать конкретное решение суда. Несмотря на вышеперечисленное, такого рода решения Конституционного Суда не оформляются в протоколе.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации носят окончательный характер, вступают в законную силу сразу после провозглашения и не подлежат обжалованию. Все принимаемые Конституционным Судом решения обладают непосредственным действием, нет необходимости в подтверждении их содержания другими органами государственной власти и их должностными лицами.

Однако, согласно ст.79, ст.80, ст.87 Закона о Конституционном Ссуде Российской Федерации, в случае если тот или иной нормативный правовой акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, соответствующий орган государственной власти обязан принимать все зависящие от него меры в части приведения законодательства в полное соответствие с нормами Конституции Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)