Конституционное судопроизводство в субъектах РФ

Судопроизводство конституционного (уставного) суда представляет собой самостоятельный вид судебного процесса, в основе функционирования которого лежат демократические принципы и правила судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет судопроизводство на основании Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г., в этой связи, в субъектах Российской Федерации конституционно-уставное судопроизводство основано на тех же принципах и началах, стадиях и т.д.

Несмотря на общие черты, конституционное (уставное) судопроизводство в регионах Российской Федерации является индивидуальным, потому как субъект федерации вправе определять содержание и правовое регулирование самостоятельно.

Конституционно-уставное судопроизводство имеет особенности, продиктованные конституционно-правовым статусом субъекта Российской Федерации, видами производств в соответствии с полномочиями конституционных (уставных) судов и другими факторами. В зависимости от категории рассматриваемых дел определяются виды производств конституционных (уставных) судов.

Характеристика вида производства определяется полномочиями суда, субъектами, условиями допустимости обращения в суд, предметом, критериями и пределами рассмотрения, решениями и их юридическими последствиями.

Основные виды производств в конституционных (уставных) судах следующие:

  • производство относительно толкования конституции или устава региона федерации.
  • конституционно-уставное производство осуществления конкретного и абстрактного нормоконтроля.
  • конституционно-уставное по спорам о компетенции между органами власти, должностными лицами и т.д.

Среди обязательных участников конституционного-уставного судопроизводства выделяют конституционный (уставный) суд, который осуществляет отправление правосудия в соответствии и на основании начал законодательства. К сторонам относят заявителей, наделенных правом обращения в конституционный (уставный) суд с жалобами и запросами.

Касаясь субъектов, обладающих правом обращения с хадатайствами относят следующих:

  • законодательные, исполнительные и судебные органы субъектов Российской Федерации;
  • местные (территориальные) органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • граждане и объединения граждан, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • прокурор субъекта Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации идр.Сторонывконституционно-уставном судопроизводстве могут иметь своих представителей.

Конституционное-уставное судопроизводство допускает участие в процессе переводчиков, свидетелей, экспертов. Председатели высших судебных инстанций, которые функционируют на территории конкретного региона Российской Федерации, вправе присутствовать и высказывать свою правовую позицию, например, министр юстиции субъекта федерации, прокурор. К указанному перечню лиц в Карелии добавляются Председатель Правительства и депутаты Законодательного собрания субъекта, Уполномоченный по правам человека присутствует на судебных процессах в Дагестане.

Оценочно-познавательная деятельность в условиях конституционного (уставного) реализуется на основании доказательств, предусмотренных законом и доказывания. Важно учесть тот факт, что в конституционном (уставном) судопроизводстве доказывание реализуется в области права при помощи логического сопоставления разного рода конституционных либо уставных норм и установлений субъекта Российской Федерации, а также объектов контроля конституционно-уставного характера (например, законы, иные нормативные правовые акты, договоры, действия и решения органов государственной власти и должностных лиц).

Природа происхождения указанных предписаний разнообразна. Сюда можно отнести как, дефиниции (определения), принципы, правила, нормы, легальные задачи и цели, преюдиции, конструкции, фикции, символы, презумпции.

Заключения специалистов, представителей органов власти, ведомств, экспертов, а также постоянных участников конституционно-уставного процесса используются в качестве доказательств в связи с их должностным положением.

Основами осуществления конституционного-уставного судопроизводства являются общедемократические правовые принципы, которые присущи всем видам судопроизводств.

Среди них, гласность, коллегиальность, независимость судей конституционного (уставного) суда, свобода выбора языка, устность судебного разбирательства и его непрерывность, равноправие и состязательность сторон, законность и конституционность, а также полнота, объективность и всестороннее рассмотрение дела для достижения объективной истины.

Под стадией конституционного-уставного судопроизводства понимается система основных процессуальных действий, сменяющих друг друга последовательно, которые ведут к итоговому результату-вынесение судом решения по конкретному делу.

Среди основных стадий конституционного-уставного процесса выделяют следующие:

  • обращение заявителей в конституционный (уставный) суд и его предварительное рассмотрение;
  • подготовка дела к слушанию и собственно судебное разбирательство;
  • вынесение итогового решения, его оглашение и вступление в силу;
  • действие и исполнение итогового решения конституционного (уставного) суда.

Касательно сроков, устанавливаемых в рамках конституционного-уставного судопроизводства, стоит отметить, что они отличаются от сроков Конституционного Суда Российской Федерации, являясь более сжатыми по времени. Продолжительность процесса в конституционном (уставном) суде составляет, как правило, от трех до шести месяцев. При подготовке к рассмотрению в судебном заседании, на предварительное изучение материалов дела отводится ограниченный временной промежуток, обычно от семи до двадцати дней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)