Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве

Правовое государство представляет собой функционирование и организацию политической публичной власти, в части ее взаимоотношений с гражданами. Данные отношения основаны нормах права, на законах и конституции. В данном контексте признание и гарантирование неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина является существенным условием.

Надлежащая организация государственной или политической власти, в рамках которой недопустима ее монополизация, обеспечивает господство и верховенство права на основе соответствия всей правовой системы требованиям и нормам законодательства. Как показывает практика ряда государств, наиболее рациональным способом организации власти выступает ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Признаки и принципы правового государства являются также и требованиями, которые необходимо соблюдать в правовом государстве.

К числу таких требований относят:

  • деление ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную;
  • приоритет правовых норм, означающий тождественность норм права и Конституции;
    приоритет Конституции в законодательстве, ее действие прямым и непосредственным образом;
  • отношения взаимной ответственности органов власти и граждан;
  • соблюдение основ демократии;
  • защита субъектов правоотношений на суде от какого бы то ни было посягательства;
    соотношение национального законодательства с международными нормами и принципами права.

Верховенство конституции, ее прямое и непосредственное действие в системе законодательства-важнейший принцип функционирования и организации правового государства. В системе законодательства конституция страны обладает особой ролью. Конституция выступает в качестве высшего и основного закона, ее нормы обладают верховенством в государстве. Эффективно функционирующая система конституционных норм, которая обеспечивает полное соблюдение конституции является конституционной законностью.

В содержание понятия конституционной законности входят следующие положения:

  1. Конституция как основной закон государства обладает правовым характером. Это значит, что содержание конституции должно отражать принципы демократических начал, свобод и справедливости, права и свободы человека и гражданина, в том числе согласно международным нормам и стандартам. Конституция должна быть воплощением принципов демократического правового государства.
  2. Высшая юридическая сила конституции воплощается в верховенстве конституции в контексте правовой системы государства. Это означает, что законы, подзаконные акты федеральных органов власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления должны издаваться на основании конституционных норм. Противоречащие конституционным нормам законы юридической силой не обладают. Часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Законы и иные подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации не могут противоречить нормам Конституции Российской Федерации.
  3. Конституция, ее нормы и принципы обладают прямым действием. Необходимо соблюдение правоприменительной практики органов власти конституционных норм. Независимо от статуса, должностного положения и ранга должностные лица несут ответственность за возможные нарушения конституционных норм и принципов.
    Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит, что федеральные органы власти, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, их должностные лица должны соблюдать нормы Конституции Российской Федерации и, принимаемые на их основе, законы. В случае если правоприменительные судебные органы обнаружат несоответствие закона либо отдельных его положений Конституции Российской Федерации, происходит применение норм Конституции. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 года постановил, что при разрешении дела суд руководствуется Конституцией, в том случае, если нормы закрепленные на ее основе трактуются однозначно и не требуется дополнительная регламентация норм права, без нарушения прав и свобод человека и гражданина. В том случае, если Конституционный Суд выявляет пробелы правового регулирования или если разногласие норм права появились из-за признания нормативного правового договора не соответствующим Конституции, суд так же применяет Конституцию Российской Федерации. В ситуации когда суд затрудняется в принятии решения по вопросу о соответствии закона Конституции Российской Федерации по конкретному делу, он вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью разъяснения конституционности закона. Данного рода запрос может подать суд каждой инстанции и на каждой стадии рассмотрения материалов дела.
  4. Конституция Российской Федерации обладает прямым действием по всей территории российского государства. Федеративное устройство государства подразумевает действие конституционных основ во всех субъектах Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации обладают действием на территории конкретного региона.

Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации автономные округа выступают как равноправные субъекты Российской Федерации, в этой связи появился спорный вопрос, относительно действия устава области или края, в состав которых входят автономные округа на их территории. Вместе с тем, официальное нахождение автономного округа в составе области или края выступает как аргумент, обсуловливающий распространение устава на территории конкретного автономного округа.

Реализация принципов конституционной законности и верховенства конституции не происходит автоматически. Нарушение действия указанных принципов происходит в связи с ошибкой право применения либо носит умышленный характер.

В правоприменительной сфере имеются правовые средства защиты и охраны конституционных основ, позволяющие предотвращать и ликвидировать нарушение (например, импичмент главе государства, как важнейшая форма проявления конституционной ответственности).

Конституционный контроль выступает как специфический институт охраны и обеспечения принципов верховенства конституционных норм. Под судебным контролем понимают специализированные механизмы по защите и охране конституции как закона, обладающего высшей юридической силой.

Компетентные государственные органы обладают специфической функцией по реализации и обеспечению верховенства основного закона в системе законодательства, именуемой конституционным контролем.

Среди государственных органов, осуществляющих функции конституционного контроля выделим следующих: Глава государства, правительство и парламент; органы конституционного надзора, то есть специализированные органы конституционного контроля; органы судебной системы.

Глава государства, парламент и правительство осуществляя конституционный контроль, в значительной степени накладывают на него отпечаток проводимой политики наряду с основными должностными функциями.

Указанный вид контроля мы можем охарактеризовать в качестве общеполитического конституционного контроля. С целью осуществления и реализации конституционного контроля вышеуказанные органы государственной власти вправе создавать, в качестве вспомогательных, специализированные учреждения и органы, например, комиссии, комитеты, советы и прочие. Так же возможно создание специальных органов, по типу парламентского института омбудсмена (уполномоченный по правам человека, защитник народных прав).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)