Коммуникационные модели группы

Полезно также представлять себе типологию коммуникационных особенностей между людьми. В зависимости от таких двух показателей, как доминирующий тип лидерства в группе и преимущественная ориентация на исполнение, можно выделить четыре типа коммуникационных моделей.

Коммуникационные модели группы

Первая модель называется сетевой. В ней все общаются со всеми, и благодаря этому отправитель может достаточно четко представить себе только «коллективный портрет» получателя: индивидуальные особенности вскрыть сложно, поэтому вероятность быть непонятым возрастает.

Мне очень нравится российский сайт www.е-хесutivе.ru, но форумы, которые на нем возникают, время от времени напоминают общение глухонемого со слепым, хотя все читают (то есть проходят в нашей классификации первые шесть этапов коммуникаций) один и тот же текст.

Складывается такое впечатление, что для этой модели важным является процесс, а уж никак не результат!

Например, если вы взываете к помощи членов сетевой коммуникационной модели, то все, что вам необходимо сделать, это четко сформулировать потребность (первые два слагаемых формулы – дать возможность понять и услышать) и ждать, когда кто-нибудь откликнется на ваш SОS (третье слагаемое – сделать). Вы посылаете сообщение без адреса и поэтому не претендуете на действия конкретного получателя.

Центростремительная модель, характеризующаяся индивидуальным типом лидерства, поддерживаемым коллективным исполнением, использует преимущественно направленные на лидера – центр принятия решений – коммуникационные каналы. Здесь формула коммуникаций хорошо работает при направлении от центра, и может давать сбои при движении информации в обратном направлении.

Устанавливается анизотропия коммуникаций: сообщение из центра имеют характер обязательных к исполнению распоряжений, причем не всегда акцент в них делается на первые две составляющих результативных коммуникаций, в то время как центростремительные сообщения носят ярко выраженный информационный характер для облегчения принятия решений или для информирования о проделанной работе.

Интересно
Индивидуальное исполнение при индивидуальном типе лидерства формируют фрагментарную модель коммуникаций. Она характеризуется высокой степенью ориентации на результат. Поэтому сообщения передаются и получаются по мере необходимости на основании соответствующего запроса, показывающего, что получатель ждет вашего сообщения для восприятия и соответствующего действия. Это, в сочетании с рациональной загрузкой каналов коммуникаций, приводит к высокой коммуникативной эффективности. Необходимо также отметить, что в такой модели коммуникаций достаточно трудно завладеть вниманием получателя: в случае, если ваше сообщение не попадает в перечень приоритетов получателя, вы можете очень долго ждать его (ее) реакции на ваше послание.

И наконец, центробежный тип общения характерен для самодостаточных исполнителей, лидирующих в своих направления и координирующих свою деятельность со штабом. Отличительной особенностью сообщений, посылаемых в этой модели, является их прагматичность и практичность: доминирующая тема – это действия и оценка их последствий.

Каждый из субъектов такой модели действует исходя из предположения, что отсутствие ответа на отправленное сообщение есть либо знак согласия получателя на предложенные действия, либо свидетельствует о его (ее) индифферентной позиции.

Обогатим себя

Прервите чтение на несколько минут и подумайте, к какой модели относится команда, в которой вы работаете или которой руководите?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)