Коммуникативные девиации

Отклоняющееся поведение может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей.

Наиболее известными коммуникативными девиациями считаются такие, как аутистическое поведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества), конформное поведение, гиперобщительность, вербальноеповедениеспреобладаниемпсевдологии, фобическое поведение, ревность, нигилизм, крусадерство, т. н. вегетативность и пр.

Считается, что человек при помощи разнообразных коммуникативных средств в рамках девиаций стремится «бежать от свободы» (по Э. Фромму).

В одних случаях бегство приводит к аутистическому паттерну поведения, в других — к гиперобщительности, в третьих — к конформизму и т. д.

Сутью бегства от свободы и становления отклонений в поведении становится осознанное или неосознанное стремление уклониться от конструктивного анализа и переживания основополагающих экзистенциальных ценностей, базисных проблем существования индивида с целью избежать тревоги, страха и неопределенности.

И. Ялом причисляет к таким базисным проблемам страх смерти, осознание необходимости и возможности свободы, а следовательно, ответственности, а также смысл существования и единения / изоляции.

Коммуникативные девиации позволяют человеку не решать экзистенци-альные проблемы, а существовать вне их. Выбор одного из аномальных (ад-диктивных) способов взаимоотношения с окружающим миром как бы авто-матически снимает необходимость предпринимать какие-либо меры по устранению экзистенициальной тревоги.

По Ж. Сартру, человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность дей-ствовать. То есть можно утверждать, что выбор того или иного девиантного стиля коммуникативного поведения опосредован желаниями, стремлениям потребностями индивида, чаще осознаваемыми, чем неосознаваемыми.

В равной степени и аутизация в виде необщительности и нелюдимости (от-решение от мира), и гиперобщительность являются способами преодоления экзистенциальной тревоги.

Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.

Можно выделить две разновидности аутистического поведения: первичный и вторичный аутизм. К первичному аутизму причисляется синдром ран-него детского аутизма, возникающий в младенчестве и являющийся признаком патохарактерологического или психопатологического типов девиантного поведения. Вторичное аутистическое поведение формируется у взрослого после периода нормативного взаимодействия с миром.

Общепринятыми клиническими критериями синдрома раннего детского аутизма являются (К. С. Лебединская, О. С. Никольская):

  • одиночество, замкнутость и отчужденность ребенка (собственно аутизм);
  • нарушение эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;
  • стереотипность поведения (двигательных актов, поступков и пр.);
  • консерватизм во взаимодействиях с окружающими (ригидность отношений, негибкость при выборе тактики и стратегии поведения);
  • страх изменений;
  • речевое недоразвитие (малоразговорчивость, склонность использовать неологизмы);
  • специфическое неравномерное развитие интеллектуальных способностей.
  • Каннер, описавший этот синдром, считал, что его основными призна-ками являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потреб-ности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (т. н. «аффективная блокада»), неспособность дифференцировать людей и одушевленные предметы (т. н. «протодиакризис»), недостаточность реакций на длительные слуховые и зрительные раздражите-ли, придающее таким детям сходство со слепыми и глухими, приверженность
  • сохранению неизменности окружающего («феномен тождества»), боязнь всего нового (неофобия), однообразное поведение со склонностью к прими-тивным однотипным движениям (вращению кистей рук перед глазами, пере-бирание пальцами, пронация — супинация и сгибание — разгибание кистей
  • предплечий, раскачивание туловищем или головой), а также разнообраз-ные расстройства речи, различающиеся при разных вариантах.

Наряду с перечисленными, характерными считаются изменения зрительного поведения: непереносимость взгляда людей, «бегающий взгляд», взгляд мимо или «сквозь людей», а также своеобразные проявления произвольных движений, их угловатость и несоразмерность, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений, бедность мимики, запаздывание развития навыка самообслуживания.

По мнению В. И. Башиной, для таких детей характерно нарушение чувства самосохранения, сочетание «феномена тождества» и сверхосторожности.

Вторичный аутизм, или аутистическое поведение, у взрослого человека может возникать после т. н. событий, выходящих за рамки жизненного опыта, нередко в структуре посттравматического стрессового расстройства.

В качестве провоцирующих событий способны выступить катастрофы, стихийные бедствия, участие в боевых действиях, а также угрожающие для жизни человека события (нахождение в заложниках, тяжелая продолжительная болезнь, тюремное заключение).

Важным является фактор длительности воз-действия психотравмирующего фактора: чем оно продолжительнее, тем более вероятно развитие аутистического поведения, которое характеризуется склонностью человека избегать или максимально ограничить количество кон-тактов, нежеланием общаться даже с хорошо знакомыми и близкими людьми, стремлением чаще быть в одиночестве.

В отличие от первичного аутизма, при котором наряду с собственно аутизацией (замкнутостью, отгороженностью от мира, нелюдимостью) имеет место эмоциональная холодность, вторичный аутизм проявляется эмотивностью, повышенной чувствительностью, сентиментальностью, ранимостью.

Человек, перенесший жизненноопасные события и уединившийся от мира, нередко склонен повторно ярко переживать происшедшие события. Его беспокоят навязчивые воспоминания и сны о трагедии, собственных страданиях и мучениях близких людей.

Аутистическое поведение часто сопровождается возникновением чувства бессмысленности существования, бесполезности любой деятельности, назван-ной И. Яломом «вегетативностью». При этом человек погружается в переживание бесцельности и апатии.

И. Ялом выделяет три компонента вегетативности: когнитивный, аффективный и поведенческий. Они сочетают в себе хроническую неспособность индивида поверить в полезность или ценность какого-либо жизненного усилия, глубокую скуку, перемежающуюся с эпизодическими депрессиями, колебаниями активности и отсутствием избирательности поведения.

Для человека становится несущественным, чем он занят и занят ли чем-нибудь вообще. По мнению В. Франкла, в основе подобного отклоняющегося поведения, которое он обозначил как ноогенный невроз, лежит психологический «страх пустоты», когда «экзистенциальный вакуум заполняется симптомами».

Одним из важных признаков аутистического поведения является невовлеченность человека в процесс повседневной жизни в связи с исчезнувшим смыслом его существования. Поведение характеризуется также ангедонией — неспособностью испытывать чувство радости, удовольствия, удовлетворения.

Индивид ощущает себя вне потока жизни, в полной эмоциональной и экзис-тенциальной изоляции. При этом говорят о межличностной и внутриличностной изоляции. Первая характеризуется изоляцией от других, вторая — от самого себя. Первая может не приносить тягостных негативных переживаний, для второй типичен различной степени выраженности эмоциональный дискомфорт.

К девиантным формам поведения могут быть отнесены обе перечисленные разновидности изоляции, в одном случае в силу нарушения коммуникативных норм (жизни вне человеческого сообщества, а следовательно — социальной дезадаптации), в другом — вследствие нарушения процесса самоактуализации и наличия состояния длительного психоэмоционального дискомфорта).

Одиночество — это не только самоизоляция, ограничение контактов и внутренняя направленность интересов, это еще и эмоциональное подкрепление ухода от действительности.

Именно на основании эмоциональной самооценки возможно разделение одиночества на гармоничное и дисгармоничное, то есть сопровождающееся негативными переживаниями по поводу изоляции и отсутствия контактов или принимающееся безэмоционально и неоценочно, как данность, положение вне общества и контактов.

Первое следует обозначить как собственно одиночество, второе — как психопатологический аутизм. Таким образом, понятие одиночества включает и переживание его, а аутизм — чисто внешние признаки одиночества и изоляции.

  • Колбел различал четыре типа одиночества:

1) позитивный внутренний тип («гордое одиночество»), переживаемый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми;

2)негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей;

3) позитивный внешний тип, наличествующий в ситуации физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта;

4) негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества.

 

Одиночество как разновидность девиантного поведения формируется в связи с множеством факторов. Возможно появление тягостного чувства одиночества и непонимания со стороны окружения при невротических и иных психопатологических расстройствах, в частности при депрессии.

Переживание собственной никчемности и одиночества может входить в структуру ак-центуаций характера (по дистимному или сенситивному типу). Д. Перлман и Л. Пепло обнаружили при научном анализе восемь подходов к оценке формирования одиночества (табл. 9).

Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такого чело-века становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества.

Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, иногда и хронической манией — состоянием длительного повышения на-строения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Отклоняющееся поведение затрагивает свободу окружающих, поскольку конфликты у такого индивида происходят из-за его неумения и нежелания слушать собеседника.

 

Конформистское поведение выражается в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Конформист — это человек без свойств.

Основная его способность — быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепринятых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы.

Удовлетворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими интересами, привычками, навыками. Он склонен использовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, трафаретно говорить, используя, на-пример, бюрократический язык.

 

Особой разновидностью коммуникативныхдевиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме от-клоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать лож-ные (неправдивые) высказывания.

Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения к собственной персоне внимания или для провоцирования окружающих. Псевдологическое поведение может иметь аддиктивный или патохарактерологический оттенок.

Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (получение удовлетворения от признания и привлечения внимания, радости от введения в заблуждение или запутывания собеседника, успокоения от причинения партнеру вреда).

 

В коммуникативным девиациям относится крусадерство, или идеологичес-кий авантюризм, характеризующийся чрезмерной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой (С. Мадди).

Такие индивиды хватаются за любой повод для того, что-бы «выйти на улицу», стать сторонником какого-нибудь социального движения и активно участвовать в деятельности общественных организаций. Счи-тается, что крусадерство базируется на обостренном чувстве бессмысленности существования, которое заполняется погружением человека в активную деятельность («ложное центрирование», по Д. Пайку).

 

Нередко наблюдаемой коммуникативной девиацией считается нигилизм. Его отличительной чертой является активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других (И. Ялом). Та-кой человек склонен подвергать критике с позиции постижения смысла лю-бые поступки и устремления окружающих.

Для него характерна «идеологическая пассивность», маскирующаяся под глубинный экзистенциальный анализ. При нигилистическом поведении индивид часто отказывается от лю-бой деятельности, рекламируемой другими, саркастически и иронично относясь к стремлениям окружающих достичь в ней успехов.

 

Одной из наиболее часто встречающихся коммуникативныхдевиаций счи-тается фобическое поведение, которое может иметь как психопатологический, так и психологический характер.

К различиям невротического и обыденного фобического поведения относят:

  • степень адекватности ситуации (при невротическом пациент страшится маловероятных событий);
  • степень социальной дезадаптации (при невротическом она существенно выражена, приводя к огра-ничительному или ритуальному поведению);
  • степень внутриличностной дезадаптации (при невротическом она способствует формированию дисгармонии и т. н. психологических комплексов);
  • сочетание с иными психопатологическими симптомами, в частности с вегетативными (встречается при невротическом фобическом поведении).

 

Фобическое поведение характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или не-обоснованного навязчивого страха (фобии).

Оно может носить характер ритуального поведения, которое выступает в качестве психологической защиты от страха. Например, навязчивый страх тяжелой болезни вследствие зараже-ния может сформировать фобическое ритуальное поведение в виде навязчивого мытья рук. Или навязчивый страх смерти может определить становление стереотипного включения и выключения определенное количество раз света в комнате.

Источником и фабулой фобического поведения могут служить разнообразные предметы и явления окружающего мира. Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Насчитывается более 300 форм навязчивых страхов (см. тезаурус в приложении).

Наиболее известны социальные фобии, суть которых заключается в навязчивом страхе при-влечь внимание окружающих или совершить что-то, что могло бы вызвать неудовольствие со стороны участников коммуникации. К таким социофобиям относят: страх покраснения при людях (эрейтофобия), страх показаться смешным (скопофобия), страх неудержания газов в кишечнике или страх рвоты в обществе, страх рассмеяться на похоронах или в неподходящем месте, страх выкрикнуть бранное слово в аудитории и т. д.

Нередко встречаются нозофобии — навязчивые страхи заболеть какой-либо болезнью: инфарктом миокарда (кардиофобия), раком (канцерофобия), сифилисом (сифилофобия), СПИДом (спидофобия), страх сойти с ума (лиссофобия), получить запредельную дозу облучения.

Особые виды фобий — агорафобия и клаустрофобия, являющиеся по сути метафобиями, то есть навязчивым страхом, возникающим вследствие существования у человека иных фобий. При агорафобии навязчивый страх затрагивает нахождение в открытых и больших пространствах (на улице, пло-щади, в толпе), при клаустрофобии — в закрытых, замкнутых помещениях (лифте, вагоне поезда, салоне трамвая или автобуса).

При этом в первую очередь возникает страх оказаться оставленным без помощи (например, по-терять сознание). Клинически навязчивые страхи сопровождаются паническими атаками, выраженной тревогой, двигательным беспокойством и неусидчивостью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)