Идеальная норма, креативность и девиация поведения
Феноменологический подход в оценке поведенческой нормы позволяет говорить как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и патологическому, так и об идеальной поведенческой норме. Она подразумевает не только «сообразность поведения» (по В. А. Петровскому), но и его творческую направленность — креативность, или плодотворность (по
- Фромму). Несомненно, что «личность как специальное человеческое образование не может быть выведена из приспособительной деятельности» (А. Н. Леонтьев). Гармония не может основываться лишь на «критерии выживаемости» — способности человека быть адаптивным. Она не может базироваться даже на критерии «качества жизни», то есть удовлетворенности «собой приспособившимся».
- Ведь в таком случае наиболее гармоничным следует признать обывателя. Идеальной поведенческой нормой следует признать сочетание гармоничной нормы с креативностью индивида.
По мнению В. А. Петровского, человека можно считать творческим и иде-альным, если его «могут [добавим: и должны. — В. М.} притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное». Подобная избыточная деятельность (активность) названа надситуативной активностью и справедливо отнесена
- нормативной, поскольку прогресс в сфере культуры в значительной мере связан с готовностью и склонностью людей к неприспособительному (некли-шированному, гибкому и нешаблонному) поведению.
Одной из форм такого поведения признается поисковая активность, направленная на удовлетворение потребности в новой информации, в новых переживаниях, расширении своего опыта (В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский). Обыватель, как типичный представитель нормативного и даже гармоничного (в плане приспособительных способностей) поведения, не склонен к поисковой активности.
Он стремится максимально избежать риска, а значит, новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, нового опыта. Он устремлен на сохранение status quo и в этом ракурсе предстает нелюбознательным (скорее любопытным), ищущим гарантий и стабильности, а не знаний, ощущений и переживаний. Девиант, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности.
Парадокс заключается в том, что девиантное и идеальное поведение могут иметь сходные черты. Можно утверждать, что многие лица с девиантным поведением — творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, неадаптивную и зачастую саморазрушающую направленность.
Отличие состоит в том, что для подлинного творчества (идеальной нормы) удовольствие заключается в самом процессе поиска, а отрицательный результат только усугубляет знание о предмете и сигнализирует о том, что направление поиска должно быть изменено, в то время как для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат — удовольствие.
Список сходных черт креативных и девиантных личностей предлагают
- Баррон и Д. Харрингтон. Он включает самостоятельность суждений, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Ф. Фарли выделяет особый тип личности — Т-личность. Она определяется как «искатель возбуждения». Люди с таким типом личности могут либо достигать высокой степени креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение.
По Д. Симонтону, у творческой личности можно выделить семь базовых векторов. Их сопоставление с критериями диагностики аддиктивного типа девиантного поведения указывает на существенную близость этих разновидностей поведения (табл.).
Наши исследования лиц с девиантным поведением в форме наркотиче-ской зависимости (В. Д. Менделевич, Л. Р. Вафина) показывают, что нарко-маны являются более творческими личностями, чем здоровые (ненаркома-ны). Они обладают достаточной силой авторского «Я» (по Л. Я. Дорфману), чтобы справляться с жизненными трудностями, то есть «имеют инстанцию, относительно независимую от внешних влияний».
Однако показатели таких инстанций, как Я-превращенное и Я-вторящее, говорят о самоотчуждении и подверженности влиянию социальных ролей на самовосприятие, что может также трактоваться как «отказ от авторского Я в пользу переживаний вне-шних впечатлений и событий». С другой стороны, Я-авторское у них имеет достаточно прочные связи со спонтанностью, аутосимпатией, креативностью
- со стремлением к самоактуализации, которые являются системообразую-
Та бл и ца 1 | |||
Креативная личность и девиант: сравнительный анализ | |||
№ | Креативная личность | Девиант | |
(по Д. Симонтону) | (аддиктивная личность) | ||
1 | Независимость взглядов и не- | Неконформность, неадаптивность поведения | |
конформность суждений | и суждений вследствие скрытого комплекса | ||
неполноценности | |||
2 | Стремление выйти за рамки, | «Жажда острых ощущений», необычных | |
«нарушить границы», оригиналь- | переживаний, склонность к риску, | ||
ность и нестандартность | эпатажность | ||
3 | Открытость ко всему новому | «Жажда острых ощущений», новых запредель- | |
и необычному | ных переживаний, новых, необычных и нетри- | ||
виальных способов достижения удовлетворение | |||
4 | Устойчивость к неопределенным | Хорошая переносимость кризисных ситуаций | |
ситуациям | в сочетании с плохой адаптацией к обыденным | ||
ситуациям | |||
5 | Конструктивная активность | Высокий уровень поисковой активности | |
в предметной деятельности | в сфере девиантных интересов | ||
6 | Сила «Я», связанная с возможно- | Независимость в недевиантных сферах дея- | |
стью автономного функциониро- | тельности, сочетаемая со стремлением обви- | ||
вания и устойчивостью к давлению | нять окружающих и с зависимостью в сфере | ||
социального окружения | аддикции | ||
7 | Чувствительность к красоте в ши- | — | |
роком смысле слова | |||
8 | — | Внешняя социабельность, сочетающаяся со | |
страхом перед стойкими контактами | |||
9 | — | Стремление уходить от ответственности | |
10 | — | Стремление говорить неправду | |
11 | — | Тревожность | |
шими компонентами структуры личности. Для наркозависимых (как это ни парадоксально) характерными оказываются некоторые качества самоактуализирующейся личности: высокая потребность в познании, открытость новому опыту, автономность, стремление к самораскрытию в общении с другими людьми.
Известно, что креативность включает творческие возможности (способ-ности) индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию прин-ципиально новых идей. Фундаментом креативности служит дивергентное мышление — способность мыслить равноценными альтернативами в ответ на требования новой ситуации. Согласно концепции метаиндивидуального мира
- Я. Дорфмана, индивидуальность и ее мир (в частности, значимые другие люди) противопоставляют себя друг другу и в то же время полагают себя друг в друге. В результате индивидуальность приобретает двойственность своей качественной определенности.
- С одной стороны, она выделяется из окружающего ее мира, характеризуется автономностью. В этой связи индивидуальности присущ один ряд качеств (например, автономность, самоидентичность,
интернальный локус контроля, поленезависимость). С другой стороны, индивидуальность испытывает на себе влияния значимых для нее людей, и эти влияния формируют у индивидуальности другой ряд качеств (например, зависимость, групповую идентичность, экстернальный локус контроля, полезависимость).
В зависимости от модальности (субмодальности) «Я» может иметь некоторое множество лиц и не иметь лица (Л. Я. Дорфман).
- Я. Дорфман определяет базовые и вторичные компоненты в структуре «Я». Его базовыми частями являются Я-авторское, Я-воплощенное, Я-вторящее, Я-превращенное. Вторичными — Я-внутреннее, Я-внешнее, Я-расширение (авторское), Я-расширение (вторящее), Я-расширение (систем), Я-расширение (подсистем).
- Я-авторское характеризует «Я» как самостоятельную инстанцию в смысле ее относительной независимости от внешних влияний, как персональную идентичность и самость. Я-воплощенное — продолжение авторского «Я» в формах его вкладов в людей, предметы, вещи внешнего мира,
- живую и неживую природу. Проявляется в продуктах самоосуществления авторского «Я», личностных вкладах, в трансформациях объекта (другого субъекта)
- результате его подчинения авторскому «Я». Я-вторящее описывает «Я», производное от внешних влияний и воздействий, реагирует на внешние влияния в форме субъективных впечатлений и ощущений.
- Характеризуется социальной идентичностью, подверженностью влияниям принятых социальных ролей на самовосприятие, отношением к себе как к другому при исполнении опять-таки социальных ролей, а иногда и отказом от авторского «Я» в пользу внешних впечатлений и событий.
- Я-превращенное характеризует становление «Я» в другом, как бы превращение «Я» в других людей, вещи, предметы, объекты живой и неживой природы. Обнаруживается в его отождествлении с актуальными или новыми значениями объектов и других людей, принятии социальных ролей, чувствах принадлежности и связанности с объектами мира и другими людьми.
- Я-внутреннее является вторичным компонентом экзистенциального «Я» в том смысле, что оно складывается из Я-авторского и Я-вторящего. Я-внутреннее отражает внутренние переживания человека. Я-внешнее вторично и складывается из Я-воплощенного и Я-превращенного.
В процессах воплощения, по мнению Л. Я. Дорфмана, индивидуальность воспроизводит, умножает, расширяет, продолжает себя. Итог воплощения состоит не в том, что меняется индивидуальность. Напротив, она стремится изменить мир людей и вещей, сохраняя себя в неизменности. В процессах же превращения, будучи в другом, индивидуальность начинает жить другим и становится другой.
Тем самым процессы превращения означают конечность индивидуальности как единичности и направлены на «быть в другом другим», то есть на сохранение объекта и на изменение своей индивидуальности.
Таким образом, назначение объектов в воплощении состоит в том, чтобы существовать ради индивидуальности, то есть служить, дополнять, защищать, а в превращении — расширять поле своего существования за счет включения в него, приобщения к нему индивидуальности. Автор исходит из того, что главной функцией экзистенциального «Я» в целом является расширение «Я», согласованное с ростом индивидуальной и социальной идентичности.
Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои особенности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди предлагают мно-жество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Во-вторых, оно подвижно: для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь един-ственной точкой зрения. И наконец, оно оригинально, так как порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Ж. Годфруа).
Доказательством сходства некоторых структур идеального и девиантного поведений является факт кардинальных изменений, происходящих в поведе-нии девианта после истинного исправления его поведенческого дефекта, в виде личностного роста и развития креативности. Известно, что опыт фоби-ческого и иных разновидностей невротического отклоняющегося поведения нередко приводит к личностному росту и раскрытию творческих способно-стей бывшего девианта. У бывших наркоманов и членов их семей также в слу-чае эффекта терапии регистрируется личностный рост и креативность.
- Другие виды девиантного поведения
- Понятие коммуникативной девиации
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Методы консультирования при сверхценных психологических увлечениях
- Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения
- Пищевое поведение
- Зависимость от психоактивных веществ
- Аутоагрессивное поведение в виде суицидальных тенденций
- Агрессивное поведение
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу