Личностная гармония

В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы. Личностные качества формируются на базе нижележащих уровней, однако не определяются исключительно их типами и свойствами.

В отличие от типов темперамента и черт характера, являющихся устойчивы-ми и практически неизменными параметрами психической индивидуально-сти, качества личности могут изменяться в течение жизни, иметь тенденцию

В разнонаправленное™ в зависимости от внешних и внутренних устремлений. На уровне личностных свойств и качеств, как и на уровне темпераментальных и характерологических особенностей, возможна гармоничность и дисгармоничность. Нередко девиантные формы поведения связаны с личностной аномалией.

Личность— это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Другими словами, для становления личностных качеств существенное значение имеет социум.

Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социального окружения (например, эмоциональность, чистоплотность и аккуратность отшельника, не видящего людей многие годы), то качества личности невозможно проявить вне общения и взаимодействия с людьми или иными живыми существами.

Нередко личностные качества смешивают с индивидуально-психологическими и используют в качестве синонимов слова «личность» и «индивидуальность». Л. М. Баткин в связи с этим писал, что в разные эпохи в разных странах для обозначения этих понятий использовались различные термины. Так, греки, имея в виду индивида с социально значимыми чертами, говорили о «добром муже», «герое», «мудреце». Римляне использовали термин «гражданин», индусы — «атман», англичане XVIII века — «джентльмен».

 

Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Если поступок или система поступков как отражение особенностей характера совершаются в силу выработанной и усвоенной индивидом традиции, привычки и до определенной степени автоматизированы, то в рамках личностных качеств они опосредуются мотивами, интересами, склонностями, потребностями и регулируются с помощью во-левых актов.

М. Орлов предложил разделять людей на две категории в зависимости от истоков поведения: «людей привычки» и «людей воли». Деятельность первых основывается на характерологических особенностях, вторых — на личностных.

Типы характера различаются лишь направленностью и сферой применения «привычек». Человек по привычке может быть пунктуальным, чистоплотным, аккуратным или прилежным. Если черты характера сформированы, то поступки индивида не требуют от него приложения каких-нибудь усилий для их выполнения.

Однако в жизни привычка может идти вразрез с требованиями обстоятельств, и тогда возникает необходимость волевого усилия для совершения малоинтересного или кажущегося неактуальным действия. Волевая регуляция деятельности основана на тех социальных потребностях, которые формируются в период зрелости человека.

Это потребности принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и привязанностью окружающих, быть объектом уважения и любви. Немаловажными являются и социальные потребности «для себя» (П. В. Симонов) — потребности в самоуважении и самоактуализации.

Для удовлетворения социальных потребностей человек в процессе воспитания и самовоспитания стремится обрести общественно поощряемые нравственные качества и сформировать социально одобряемое и разделяемое референтной группой или коллективом мировоззрение.

А также выработать качества, на основании которых он смог бы принимать и уважать себя. К личностным качествам можно отнести, например, порядочность или непорядочность, альтруизм или эгоизм, филантропию или мизантропию, любовь или ненависть, отзывчивость или черствость, сочувствие или равнодушие, верность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, совестливость или бессовестность, алчность или щедрость, лживость или чест-ность и др.

Стать личностью — означает, во-первых, занять какую-либо жизненную позицию, прежде всего определяющую нравственные приоритеты, во-вторых, достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность, в-третьих, утверждать ее своими поступками и делами (Б. С. Братусь).

Выбор жизненной позиции и выработка для ее поддержания значимых личностных качеств определяется личностным смыслом, личностным значением, которые должны ответить на вопрос, ради чего совершается или должно быть совершено то или иное действие.

Личностный смысл выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности, он создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на непосредственный результат (цель). То есть личностный смысл порождается отношением мотива к цели.

Одной из важных характеристик личности является ценностная ориента-ция, или личностные ценности. Под личностными ценностями понимают осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.

Индивид в процессе становления личностных качеств овладевает философией жизни, производит ранжирование ценностей в зависимости от нравственных устремлений, решает наиболее трудный вопрос о смысле жизни.

С. Братусь предложил при оценке личностных качеств использовать уровневую характеристику смысловых сфер. Он выделил четыре уровня: прагматический, эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный.

Нулевой уровень — это собственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Исходным моментом первого уровня является личная выгода, удобство, престижность.

В рамках второго уровня смысловым моментом отношений к действительности становится близкое окружение человека (семья, груп-па), которое он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях. Третий уровень включает в себя коллективистскую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую смысловые ориентации.

Немаловажным параметром личности считается ориентация его целей и потребностей. Выделяют два типа ориентации: индивидуализм и коллективизм. Под индивидуализмом понимается приоритет целей и потребностей индивидуума над потребностями основных групп (семья, коллектив, общество).

При коллективистской модели личные ценности и потребности подчинены потребностям группы. Однако взаимоотношения людей в обществе более разнообразны и способствуют формированию четырех комбинаций индивидуализма и коллективизма, что, в свою очередь, определяет развитие тех или иных личностных качеств. Описаны горизонтальный и вертикальный индивидуа-лизм и коллективизм.

Для психологии девиантного поведения знание механизмов формирования личностных качеств, так же как и механизмов становления характерологических свойств, весьма актуально, поскольку девиантное поведение основывается на распространенных изменениях характера и личности, возникающих вследствие соматического или психического заболевания, а также после жиз-ненных потрясений.

Одной из наиболее значительных и убедительных концепций в области клинической психологии и психологии девиантного поведения является дифференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана. В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений (ценностей) человека и описаны кардинальные психологические особенности, формирование которых можно объяснить различными ценностными приоритетами.

Интерес представляет также транскультурный подход в оценке формирования личностного смысла и личностных ценностей. Н. Пезешкиан выделяет две принципиально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны как сформировать особые устремления отдельного человека и общества, так и создать условия для переработки внутриличностных и межличностных конфликтов.

«Каждый человек имеет свои определенные предпочтения в способах переработки конфликтов, — пишет Н. Пезешкиан, — и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочтении, зависит в значительной степени от воспитания и, прежде всего, от опыта, полученного в детстве».

Согласно концепции дифференциального анализа, приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: тело/ощущения, деятельность/работа, контакты, фантазии/ будущее.

В приоритеты, обозначенные условно «тело/ощущения», включают-ся такие ценности, как: физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность количеством и качеством сна, принятия пищи. Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатываются, например, такие свойства характера, как чистоплотность, сексуальность, стремление к физическому и психическому комфорту.

К приоритетам, названным «деятельность/работа», относится ценность труда, отношение к работе, ее престижности, авторитету, карьерные ценности и пр. На их основе формируются, например, пунктуальность, организованность, послушание, надежность, бережливость.

Приоритетность «кон-тактов» говорит сама за себя. В этой области ценностями становятся любовь, терпение, доверие. Сфера приоритетности «фантазии/будущее» включает ста-новление ценностей религии, интуитивных способов жизни, творчества. Каждая из четырех сфер закрепляет ценности в процессе воспитания человека с помощью концепций-девизов (житейских мудростей, на основании которых строятся взаимоотношения в семье, обществе, культуре, этносе).

«По моим наблюдениям, сделанным более чем в двадцати культурах, — пишет Н. Пезешкиан, — в Европе и Северной Америке на первом месте оказываются ценности из области «тело» и «деятельность», в то время как на Во-стоке прослеживается тенденция доминирования областей «контактов», «фантазий» и в меньшей степени «тела».

Западная модель приоритетов (ценностей, обладание которыми становит-ся смыслом жизни, способствует обретению психологического комфорта) ориентируется на ценности сохранения собственного здоровья, внешней при-влекательности, «моложавости», «спортивности», сексуальности, а также ка-рьеризма, увлеченности работой, престижности.

Приоритеты заставляют из-менять жизнь и отдавать этим сферам основную часть энергии, сил и времени. Именно поэтому человек западной психологической культуры активно занимается спортом (чтобы комфортно себя чувствовать и выглядеть «на миллион долларов»), следит за собой (благодаря парфюмерной индустрии), у него все «ОК», он уважает сильных, достигших чего-либо в жизни, авторитетных лю-дей и ориентируется на престижность.

 

Личность в психоаналитической теории 3. Фрейда рассматривается в единстве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэго. Ид (Оно), как считал 3. Фрейд, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, то есть инстинкты. Это первоначаль-ная, базисная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Суперэго.

Содержание Ид почти целиком бессо-знательное. Оно включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для осознания. Мысли или воспоминания, вытесненные из сознания и обретаю-щиеся среди теней Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека.

Эго является той частью психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Основной внешней задачей Эго 3. Фрейд называет самосохранение посредством бегства, адаптации или деятельности; основной внутренней задачей — контролирование инстинктов в виде подавления, ослабления, сублимации, исходя из обстоятельств и требований внешнего мира. Суперэго служит судьей (цензором) деятельности и мыслей Эго.

Это, по мнению 3. Фрейда, хранилище моральных установлений, норм поведения. Базисные функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. позиции психоаналитической теории становление личности происходит на основе принципов удовольствия, реальности и постоянства.

Принцип удовольствия утверждает, что психика стремится к достижению удовольствия избегания боли; принцип реальности говорит о том, что у человека отмечается стремление к приведению бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в соответствие с требованиями внешнего мира, с объективной реальностью; принцип постоянства указывает на то, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и постоянном уровне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)