Классификация заикания
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и Школьного возраста.
Первые попытки создания классификации относятся в 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:
- заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи;
- связанное с левшеством;
- по подражанию;
- сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963).
По анатомо-физиологическому признаку классифицирова-ли заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:
- дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
- дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.
По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.
Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; а также детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.
В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая), некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.
Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у невротиков.
В работах, посвященных изучению заикания у подростков я взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и особенностями заикания.
М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами.
М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных органических поражениях центральной нервной системы.
Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы:
- резидуальные явления органического поражения центральной нервной системы различного генеза;
- невротические расстройства;
- психопатии;
- вялопрогредиентная шизофрения.
Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.
Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при
поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — Учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым Умениям, общению со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно в период полового созревания.
Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немногим более 1% (по М. Е. Хватцеву).
Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).
- Организация профилактической логопедической работы
- Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста
- Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
- Комплектование специальных школ для детей с нарушениями речи
- Отбор детей на логопедические пункты при общеобразовательных школах
- Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи
- Отбор в детские сады для детей с нарушениями речи
- Отбор в специальные учреждения детей с нарушениями речи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу