Классификация видов коррупции

Формы коррупции бесконечно разнообразны: от примитивных, в виде получения взяток, за совершение как законных, так и незаконных действий. В том числе в результате вмешательства коррумпированных должностных лиц, в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей.

До сложных и завуалированных – в виде участия должностных лиц, их родственников и близких, самолично или через доверенных лиц, в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий; коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, – в виде лоббирования законов за вознаграждение и т.д.

В зависимости от выбранного основания коррупционные действия могут быть разделены на бюрократическую и политическую коррупцию; принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную, чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую, которую, в свою очередь, делят на отклоняющееся и преступное поведение.

Несколько типов коррупции выделил М. Джонстон:

  • взятки чиновникам в сфере торговли (за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.);
  • отношения в клановых и патронажных системах, в том числе покровительство “боссов” на основе земляческих, родственных, партийных принципов; дружба и кумовство;
  • кризисная коррупция, существующая в условиях переходной экономики, где старые правила игры уже не действуют, а новые только устанавливаются: они-то и становятся предметом торга, купли и продажи.

Специалисты по коррупции в странах с переходной экономикой Д. Джонс, Дж. Хеллман и Д. Кауфманн выделяют две формы коррупции: административную коррупцию и так называемую <скупку государства>.

Под административной коррупцией они понимают намеренное внесение искажений в процесс реализации законов и правил с целью обеспечить себе или другим нужным им лицам незаконные льготы либо преимущества.

Примером служит мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице госинспекторов, чтобы они закрыли глаза на те или иные нарушения правил торговли. Сюда же относятся и взятки ради получения всевозможных допусков и разрешений, беспрепятственного прохождения таможенного досмотра, получения предоставляемых на конкурсной (тендерной) основе госзаказов.

Наконец, чиновники могут распределять не по назначению находящиеся под их контролем или под контролем членов их семей финансовые льготы. Подобные случаи можно отнести к дискриминационному применению правил и постановлений.

<Скупка государства> заключается в том, что отдельные корпорации или группы лиц с помощью взяток добиваются принятия и реализации выгодных для них законодательных норм и мер экономической политики.

Подобная практика близко стоит к лоббированию, правда, незаконному. Она предпринимается с целью обеспечить себе преимущество в результате противоправного и непрозрачного предоставления личных благ.

Подобные формы процветают там, где налицо высокая концентрация экономической власти, нет открытого соперничества между общественными партиями и группами интересов, не развиты легитимные каналы политического влияния и лоббирования.

Д. Джонс, Д. Кауфманн и Д. Хеллман полагают, что “скупка государства” достигает значительных масштабов в тех странах, где нет достаточных гарантий прав собственности и сдерживаются процессы экономической либерализации.

В неразвитом гражданском обществе и ограничении свободы СМИ у предпринимателей не остается легальных каналов воздействия на политику правительства. Тогда запускаются теневые коррупционные схемы.

условиях слабой конкурентной среды проявляются тенденции монополизации рынка основными действующими игроками, что повышает их возможности влиять на правительственные решения и, как следствие, сильно тормозит внедрение рыночных механизмов и провоцирует коррупцию.

В зависимости от оценки населения А. Хайденхаймер подразделил коррупцию на белую, серую и черную. Первая обозначает коррупционные действия, которые общественность не считает предрассудительными, например, подарки премьер-министру.

Черная коррупция много хуже: все слои общества считают ее преступным поведением. Серая коррупция занимает между двумя полюсами промежуточное положение: такие явления неоднозначно оцениваются различными социальными группами. Именно вокруг серой коррупции возникают скандалы.

Политическим партиям не всегда хватает денег, которые они получают через законные каналы. Отсюда – участившиеся скандалы вокруг партийных финансов, потрясающие национальные политические системы.

А.Хайденхаймер даже установил закономерность между стоимостью избирательных кампаний и распространением коррупции: чем больше средств тратят партии той или иной страны, тем выше вероятность коррупции.

Всемирный Банк подразделяет коррупцию на две разновидности: административную и так называемый “захват государства”.

Захват государства (“приватизация”) подразумевает действия компаний (как частных, так и государственных), неких групп или отдельных личностей, направленные на обеспечение льготами, преимуществами отдельных фирм, отраслей или достаточно узкого круга лиц, путем оказания влияния на законы, указы и иные элементы государственной политики.

В итоге государство действует не в общих интересах, а в частных. Административная коррупция, обладающая теми же целями и правилами, означает “намеренное внесение искажений в процессе исполнения законов и правил”.

Данный вид коррупции измеряют в доле средств дохода, которые тратят на взятки фирмы и компании. В частности, в Восточной Европе фирмы ежегодно тратят в среднем 2,2% дохода на неофициальные платежи чиновникам, в СНГ – 3,7%, в Венгрии – 1,7%, в Польше – 1,6%, а в России – 2,8%.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)