Классификация организаций в теории менеджмента

Классификация организаций позволяет систематизировать их по сходным признакам или параметрам. Это необходимо для правильного выбора методов анализа их деятельности и совершенствования структур, функций и систем управления.

Рассмотрим характерные черты и признаки различных типов организаций.

Наиболее распространенными являются следующие подходы к классификации организаций.
В соответствии с правовым статусом, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации, различают организации – юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица.

В Российской Федерации понятие юридического лица определено ст. 48 части первой ГК РФ (фрагмент):

“Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде”.

Статья 49 ГК РФ разъясняет, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В ст. 52 ГК РФ указывается, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическим лицом не являются:

  • подразделение организации – юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель (ИП).

В зависимости от принадлежности к системе высшей государственной власти различают правительственные и неправительственные организации.

Статус правительственных организаций присваивается официальным органам власти федерального или местного уровней.

К ним относятся организации, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и т.п. К правительственным относятся, например, следующие организации: Администрация Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, префектуры, районные управы и пр.

Соответственно, неправительственными (в широком смысле) являются организации, не имеющие статуса правительственных. В узком смысле под неправительственными часто понимают общественные организации, выражающие идеи гражданского общества.

В зависимости от источников финансирования деятельности различают бюджетные и небюджетные организации.

Бюджетными называются организации, деятельность которых в основном осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета.

Небюджетные (внебюджетные) организации в основном сами изыскивают источники финансирования своей деятельности, заключая договоры с другими организациями (в том числе с бюджетными) на изготовление продукции или оказание услуг.

В зависимости от главной цели деятельности и способов удовлетворения потребностей общества различают хозяйственные и общественные организации. Хозяйственными, как правило, называют организации, которые создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции или оказания услуг.

Такие организации самостоятельно осуществляют свою хозяйственную деятельность, продают выпускаемую продукцию, используют прибыль.

Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, как правило, входящих в эти организации. В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.

Например, политические партии, союзы (Союз писателей России, Союз ветеранов боевых действий, Союз архитекторов Москвы) и др. Однако часто деятельность общественных организаций бывает направлена на решение общественно значимых задач во внешней (по отношению к этой организации) среде. Например, общества по защите окружающей среды, благотворительные фонды и др.

Термин “общественная организация” имеет юридический смысл. В ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” указывается: “Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан”.

В зависимости от главной цели деятельности и отношения к получаемой прибыли выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

Слово “коммерческий” (англ. commerce – торговля, commercial – торговый; от лат. commercium) в современном русском языке имеет два значения, что иногда приводит к неадекватному восприятию смысла этого прилагательного.

Первое значение слова “коммерческий” определяется его прямым переводом с английского языка и означает “торговый”, т.е. имеющий отношение к торговле (торговые операции, предпринимательская деятельность, связанная с куплей-продажей или с оборотом товара).

Пример.

Коммерческий отдел предприятия – подразделение, отвечающее за изучение рыночной конъюнктуры на выпускаемые предприятием изделия; ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в области материально-технического снабжения; заготовки и хранение сырья; рекламирование и реализацию (сбыт) на рынке и по договорам поставки выпускаемой предприятием продукции.

Как видно из этого описания, ключевыми видами деятельности коммерческого отдела предприятия является сбыт производимой продукции и закупка сырья, необходимого для его производства, т.е. торговая деятельность.

Во втором значении слово “коммерческий” часто используется в словосочетании “коммерческая организация”.

Понятие “коммерческая организация” определено ст. 50 “Коммерческие и некоммерческие организации” части первой ГК РФ (фрагмент):
“1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)”.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ коммерческими называются организации, которые создаются для производства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли в интересах учредителей этих организаций.

К некоммерческим относятся организации, которые ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели некоммерческих организаций носят общественный характер, они могут заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Полученная прибыль не распределяется между учредителями (собственниками), а используется для покрытия текущих расходов и развития организации.

Говорят гуру… Цель предприятия – ни в коем случае не “получение прибыли”. Прибыль возникает как результат достижения целей предприятия .

Некоммерческая организация – это организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Для любознательных… Кстати, в английском языке понятие “коммерческая организация” определяется словосочетанием profit organization (от profit – польза, выгода, прибыль), а “некоммерческая организация” – nonprofit organization (т.е. не приносящая прибыль).

Правильное понимание смысла и контекста термина “коммерческий” позволяет избежать ряда досадных ошибок. Так, например, в бытовой российской лексике часто звучат выражения “государственная, а не коммерческая организация” или “коммерческие и государственные организации”.

Такое смысловое противопоставление понятий “коммерческий” и “государственный” является ошибочным. Для того чтобы научиться грамотно употреблять эти слова, необходимо разобраться с понятиями “формы собственности” и “организационно-правовые формы”.

По форме собственности различают государственные, муниципальные, частные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности. Это означает, что собственником (владельцем) организации может быть государство, муниципальное образование, частное лицо и т.п.

Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.

Частные организации – это организации, созданные индивидуальными предпринимателями, группами учредителей или финансируемые за счет средств акционеров.

Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной и т.п. Например, крупное акционерное общество, наряду с участием государственного капитала, может привлекать частные (в том числе и иностранные) инвестиции.

Для любознательных… Пришло время вернуться к разговору об употреблении терминов “коммерческий”, “некоммерческий” и “государственный”, “негосударственный” применительно к организациям. К коммерческим организациям относится, например, государственное унитарное предприятие (ГУП).

Слово “государственное” в наименовании этой организационно-правовой формы указывает на то, что данное предприятие находится в собственности государства. При этом ГУП, в соответствии с ГК РФ, является коммерческой организацией. Следовательно, противопоставление слов “государственный” и “коммерческий” является содержательно неверным.

Следует также отметить, что государственными предприятиями называются как государственные унитарные предприятия, так и акционерные общества, в которых государство владеет пакетом акций, превышающим 50%, что позволяет государству осуществлять контроль за деятельностью акционерного общества.

Рассмотрим другой пример. К некоммерческим организациям по российскому законодательству относится учреждение. При этом такую организационно-правовую формумогут иметь как государственные, так и негосударственные организации.

Например: федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” или негосударственное образовательное учреждение высшего образования “Московский финансово-промышленный университет “Синергия”. Следовательно, термины “негосударственный” и “коммерческий” не являются синонимами.

По размеру выделяют крупные, средние, малые и микропредприятия. Например, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период:

  • микропредприятия – до 15 чел.;
  • малые предприятия – до 100 чел.;
  • средние предприятия – от 101 до 250 чел.

Исходя из этого деления к крупным предприятиям можно отнести организации с численностью сотрудников, превышающей 250 чел. Однако такой подход к определению понятия “крупное предприятие” в большинстве случаев является условным.

Другим критерием классификации организаций является значение выручки от реализации товаров. С 1 января 2008 г. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия – 60 млн руб.;
  • малые предприятия – 400 млн руб.;
  • средние предприятия – 1 млрд руб.

Для любознательных… Комиссия европейских сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 7,5 млн евро. КЕС выделяет микропредприятия с численностью до 9 человек и мелкие – от 10 до 99 человек.

В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким – от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек.

Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 20 млн евро; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России).

Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.

Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым – от 25 до 99, к промежуточным – от 100 до 499 человек, к крупным – от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими.

В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле – 100, в розничной торговле и индустрии услуг – 50 человек.

Современная типология организаций не исчерпывается приведенным перечнем.

Например, организации можно классифицировать по отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений (головные, дочерние, зависимые) и другим признакам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)