Классификация образовательных методов

В настоящее время в науке имеются различные подходы к классификации методов обучения.

Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические.

Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:

  • методы преподавания;
  • методы учения.

Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:

  • методы сообщения новых знаний;
  • методы закрепления и др.

В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • на физкультурных занятиях;
  • вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).

Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.

Для действительно научной классификации нужен целостный, системный подход.

Таковой можно считать систему, предложенную Ю.К. Бабанским. Данная система включает три группы методов:

1. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

  • перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические;
  • логические – методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися;
  • гностические, т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые;
  • кибернетические, т.е. методы управления и самоуправления учением.

Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода учитель не может упустить один из других указанных подходов.

2. Методы стимулирования и мотивации учения, т.е. методы формирования познавательных интересов, долга, ответственности.

3. Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный, в виде контрольных испытаний и т.д.).

При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:

  • цели занятий;
  • особенности учебного предмета;
  • возраста и подготовленности детей;
  • условий учебной работы;
  • личностных качеств педагога.

Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия методов и приемов, равно опасны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)