Классификация инноваций и их специфика

Инновации принято классифицировать по ряду признаков.

По степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации подразделяются на базисные, улучшающие и рационализирующие. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.

По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-продукты.

Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

Классификация инноваций по степени новизны – распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

Различают инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры и свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счёт освоения производства, не выпускавшихся ранее на данном ИП, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов ИП.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на:

  • продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
  • процессные – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

По типу новизны для рынка сбыта в составе инноваций выделяются: новые изделия для отрасли, новые изделия для данного ИП (группы ИП).

Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или новой технологии используется понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организационной формой и затратами на их проведение, степенью неопределённости ожидаемых результатов. В литературе предлагаются различные варианты классификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения.

Предлагается следующая градация инновационных процессов: ранняя стадия – от возникновения идеи до её технической проработки, средняя – от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная – до массового производства. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением её на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок, – фундаментальные, поисковые и прикладные. Отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство и обслуживание.

НИОКР – творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объёма знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступают как важнейший вид НТД и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций.

Науку как отрасль деятельности людей характеризуют следующие особенности: «технологический» характер проведения исследований и разработок; состав кадров; специфика предмета, средств труда и конечного продукта. «Технологией» науки являются исследование и разработка, т.е. труд, направленный на открытие или познание нового явления или его свойства, создание на этой основе новой техники. Особенностью этой деятельности является невозможность заранее точно оценить конечный результат и затраты времени на его достижение, что во многом определяет индивидуальный характер исследований.

Труд в сфере науки является творческим не только по методам проведения исследований, но и по получаемым результатам. Исследовательская работа в своей основе является умственной, но это не исключает необходимости применения физической энергии при проведении отдельных этапов работы. Любое исследование начинается с постановки задачи. Эта фаза «научной технологии» включает: разработку технического задания (определение конечной цели исследования, подбор возможных способов её достижения и их сравнительную оценку, установление требований и ограничений, предъявляемых к конечному результату потребителем); изучение литературы по проблеме и научно-технического опыта; анализ задачи (определение идеального конечного результата, выявление научно-технических противоречий, мешающих получению этого результата, и порождающих их причин, установление условий, при которых идеальный результат может быть получен); разработку программы эксперимента. На следующей фазе, которая носит полупроизводственный характер, происходит соединение умственного труда с физическим (проведение эксперимента, испытание и доводка опытных образцов). Результатом этих работ являются определение оптимальных условий функционирования нового объекта или процесса, необходимых изменений в смежных процессах и объектах и, наконец, установление области применения.

Научному труду присущ ряд специфических черт, которые обусловлены прежде всего характером трудового процесса. К их числу можно отнести вероятностный характер и риск,  уникальность, новизну и оригинальность выполняемых работ. Труд в сфере науки представляет собой органическое единство теоретической и экспериментальной деятельности, объединяющей работников различных категорий: учёных, инженеров, рабочих, обслуживающий и административный персонал.

Предметом научного труда являются знания, а средством – материальное обеспечение труда продуктом, новые понятия, суждения и умозаключения, т.е. новые знания, зафиксированные на любом информационном носителе. В процессе воплощения новой информации в материальную продукцию на всех стадиях ПСНТ научный труд обычно сопровождается научно-техническим трудом, причём доля последнего возрастает от начальных стадий до конечных. Это положение объясняется тем, что, реализуя на практике результаты своей деятельности, научные работники занимаются научным экспериментом, испытаниями с использованием при этом техники и технологии.

Результаты научного труда без научно-технического не могут быть поставлены на службу обществу, равно как совокупные результаты научной, научно-технической и инженерно-производственной деятельности не могут быть реализованы без материально-производственной деятельности. Научно-технический труд возник в связи с необходимостью проведения исследований и разработок и, как следствие, резкого усложнения техники научного эксперимента.

Являясь разновидностью инженерно-технического труда, научно-технический труд выделился в самостоятельный вид трудовой деятельности сравнительно недавно в процессе общественного разделения труда. Инженеры-производственники могут совершенствовать процесс изготовления продукта, но принципиальные его изменения – задача учёных, научных работников. Переход от фундаментальных знаний о технике и технологии к их материальному воплощению в условиях ИП осуществляется с помощью научно-технического труда, который является промежуточным между научным и инженерно-техническим.

Отметим ряд особенностей научно-технического труда. В отличие от научного целью научно-технического труда, так же как и материально-производственной деятельности, является практическая реализация идей, создание технического объекта с конкретной структурой, функциями и свойствами. Таким образом, конечный продукт научно-технического труда всегда материален. Безусловно, гарантировать 100%-ный положительный результат научно-технического труда, особенно если проводится эксперимент, нельзя. Как правило, научно-техническому труду не присущ познавательный момент, так как он сам по себе не создаёт качественно новых знаний. Но это вовсе не значит, что научно-технический труд не может быть творческим.

В процессе научного труда выводятся законы, представления, методы расчёта, т.е. новые знания, которые в процессе научно-технического труда используются для создания материальной продукции. Научному труду свойственен дискретный характер, поскольку он состоит из различных неповторяющихся элементов. В научной деятельности отсутствует строго регламентированный технико-логический процесс; имеет место творческий поиск нового; работа подчас идёт «на ощупь», интуитивно. Например, на ИП обычно НИР никогда не повторяются. ОКР, которые выполняются на основе научного задела, созданного в НИР, и имеют более конкретизированную научно-техническую информацию, часто повторяются, так как здесь либо создаётся параметрический ряд новых изделий, либо они модернизируются. Именно НИР более свойственна научная работа, а ОКР – научно-техническая.

Результатом научного труда является научная информация (новые фундаментальные знания) о технике и технологии; научно-технического труда – научно-техническая информация (конкретизированные новые знания в виде технического описания по разработке технического объекта, изготовлению опытного образца); промышленного труда – материальная продукция, сопровождаемая технической информацией (в виде технического описания изготовления и эксплуатации). Следует отметить, что разделение информации на научную и научно-техническую условно.

Научно-технический труд опирается, как правило, на конкретные практические знания,  даваемые, например, техническими науками. Эти знания конкретизируются применительно к определённому техническому объекту.

Особенности научно-технического труда отражаются в его организации, планировании,  нормировании и управлении. Например, нормирование трудовых затрат практически невозможно при проведении ФИ, но вполне осуществимо при переходе от стадии ПИ к ОКР (т.е.  при научно-техническом труде) и совершенно необходимо в промышленном производстве.

Директивное планирование процесса научной деятельности (как и жёсткие сроки выполнения задания) также фактически невозможно при проведении ФИ. Здесь речь может идти об установлении программных сроков решения определённых задач. В НТД прогноз должен сочетаться с директивным планированием, например, при проведении ОКР. Однако и здесь жёсткие сроки выполнения работ с заранее заданной ритмичностью неприемлемы, но при этом целесообразно учитывать циклический характер работ. Наибольший объём творческой деятельности характерен для ФИ, хотя и здесь значительное место занимает техническая работа. Чем ближе к промышленному производству, тем больше используются типовые решения, схемы и т.д., что не только позволяет подчас сократить объём работ по конструированию нового изделия и подготовке его производства, но и способствует повышению его качества. Научный труд лежит в основе инновационной деятельности и принадлежит академическим и отраслевым ИП. Эти ИП участвуют в создании и освоении новой техники, т.е. выполняют комплекс научно-конструкторских, технологических, производственных и экономических работ в определённой последовательности и взаимосвязи.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

  • технические – появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические – возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

  • организационно-управленческие – связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные – решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные – направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Приведённые классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями (табл. 1.2).

Данный классификатор (рис. 1.6) позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности её коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.

Реактивные инновации (РИ) – это обеспечивающие выживание фирмы инновации как реакция на нововведения, осуществлённые конкурентом, т.е. РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегические инновации (СИ) – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. На рис. 1.7 и 1.8 показано поведение кривой взаимосвязи затрат и эффективности инноваций.

В первом случае конкурент вводит инновацию, в результате чего точка стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью (точки эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и переместиться в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурента). В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с меньшими затратами.

Классификационный признак по предмету и сфере приложения инноваций предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках); инновационные процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы).

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, применённого к открытию новой электроники, коренным образом отличающейся от всех предыдущих тем, что зарождалась в повышении эксплуатационных характеристик, изобретённых ранее.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По месту и роли в процессе производства выделяют основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющих продуктовые, а также расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, дополняющие технологические развивают имеющиеся базисные технологии.

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом.

Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базисных инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базисных), представляющих незначительные изменения базисных.

По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация – от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие инновации по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические.

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений затрагивает многие из рассмотренных признаков, тем не менее её наличие позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классификацию по другим признакам.

Соответственно этому различаются и показатели, измеряющие инновационное, научно-техническое и техническое развитие (рис. 1.9).

Главное различие заключается в том, что в состав показателей инновационного уровня включаются элементы, которые дают возможность определить:

  • перспективную потребность предприятия в научно-технических разработках;
  • структуру затрат на перспективную ориентацию НИОКР;
  • инновационную структуру трудового потенциала, показывающую кадровые возможности инновационного развития собственными силами;
  • соответствие инновационных возможностей и потребностей предприятия;
  • перспективы предприятия в ускорении научно-технического развития, перспективные возможности упрочения его положения на рынке.

Таким образом, важными этапами анализа инноваций являются их классификация по ряду основополагающих признаков и определение показателей инновационного уровня.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)