Классификация чувств и виды эмоций
По видам чувств различают морально-эстетические и интеллектуальные чувства. Моральные чувства возникают вследствие переживаний людьми своего отношения к выполнению нравственных принципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплинированность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может вызвать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются, например, в пытливости, любознательности, уверенности или сомнениях, в любви к новому или боязни его. Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей и интересов, познавательности, но они не только сопровождают умственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность гармонизируют человека. К. Либкнехт определял сущность эстетического чувства как “особое умственное психическое состояние своеобразного вдохновения, подъема, экстаза, поисков гармонии; это – удовлетворение потребностей в совершенстве, в прекрасном”.
Эстетические чувства – это чувства красоты или, напротив, безобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п. Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельностью. Классические произведения искусства вызывают высокие эстетические чувства. Эстетические чувства проявляются и при оценке и переживании моральных действий людей и их поступков (что отражается и в речи: “Некрасивый поступок совершил”). Эстетические чувства не только созерцательны, они могут оптимизировать и стимулировать человеческую деятельность. “Эмоции искусства – суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются в образах фантазии”.
Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых позитивных качеств личности. Эмоционально-волевая и психорегулирующая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного действия стрессовых факторов – фрустрации (напряженности), страха и т.п., мешающих процессам творческого труда. Под напряженностью подразумевают скованность человека, неуверенность, особенно мешающую в осуществлении творческой деятельности. Таковы “мышечные зажимы”, “боязнь рампы” у актеров, страх выступления и соревнований у спортсменов, растерянность, нарушающие нормальный процесс деятельности, причем нарушения психических процессов (например, внимания, памяти) здесь первичны в отличие от напряженности, при которой эти нарушения производны от эмоций.
Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться тревогой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожидаемого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и
неадекватными, связанными с личностными особенностями человека (тревожно-мнительного либо противоположного по характеру). Паника является формой стенического (стенос – сила) страха, которая может охватить группу людей. Испуг – это внезапно резко выраженный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации, угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для
ужаса – наиболее сильной степени страха (характерно подавление рассудка – “безумный страх’). “Разумный страх” проявляется в виде опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способствовать осуществлению деятельности. Смелость – есть форма осознанного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положительными стеничеокими эмоциями и переживаниями. Отвага пере-
живается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество – сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоззренческими установками личности. Понятие героизм – социально по содержанию и сопровождается высоким уровнем положительных эмоций, имеющих большое общественное значение, например, при совершении подвига.
Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым в
учебнике “Медицинская психология” (для медучилищ).
Положительные эмоции:
- Удовольствие.
- Радость.
- Ликование.
- Восторг.
- Уверенность.
- Гордость.
- Доверие.
- Симпатия.
- Восхищение.
- Любовь (половая).
- Любовь (привязанность).
- Уважение.
- Умиление.
- Благодарность (признательность).
- Нежность.
- Самодовольство.
- Злорадство.
- Блаженство.
- Чувство удовлетворенной мести.
- Спокойная совесть.
- Чувство облегчения.
- Чувство удовлетворенности собой.
- Чувство безопасности.
- Предвкушение.
Нейтральные эмоции:
- Любопытство.
- Удивление.
- Изумление.
- Безразличие.
- Спокойно-созерцательное настроение.
Отрицательные эмоции:
- Неудовольствие.
- Горе (скорбь).
- Тоска.
- Печаль (грусть).
- Отчаяние.
- Огорчение.
- Тревога.
- Обида.
- Боязнь.
- Испуг.
- Страх.
- Жалость.
- Сочувствие.
- Сожаление.
- Досада.
- Гнев.
- Чувство оскорбления.
- Возмущение (негодование).
- Ненависть.
- Неприязнь.
- Зависть.
- Злоба.
- Злость.
- Уныние.
- Скука.
- Ревность.
- Ужас.
- Неуверенность (сомнение).
- Недоверие.
- Стыд.
- Растерянность.
- Ярость.
- Презрение.
- Отвращение.
- Разочарование.
- Омерзение.
- Неудовлетворенность собой.
- Раскаяние.
- Угрызение совести.
- Нетерпение.
- Горечь.
- Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга
- Тренинг сенситивности
- Тренинг общения
- Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности
- Психорегуляция с использованием музыки
- Подпороговые воздействия
- Суггестология и суггестопедия
- Понятие о психодраме
- Понятие о медитации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу