Классификация чувств и виды эмоций

По видам чувств различают морально-эстетические и интеллектуальные чувства. Моральные чувства возникают вследствие переживаний людьми своего отношения к выполнению нравственных принципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплинированность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может вызвать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются, например, в пытливости, любознательности, уверенности или сомнениях, в любви к новому или боязни его. Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей и интересов, познавательности, но они не только сопровождают умственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность гармонизируют человека. К. Либкнехт определял сущность эстетического чувства как “особое умственное психическое состояние своеобразного вдохновения, подъема, экстаза, поисков гармонии; это – удовлетворение потребностей в совершенстве, в прекрасном”.

Эстетические чувства – это чувства красоты или, напротив, безобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п. Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельностью. Классические произведения искусства вызывают высокие эстетические чувства. Эстетические чувства проявляются и при оценке и переживании моральных действий людей и их поступков (что отражается и в речи: “Некрасивый поступок совершил”). Эстетические чувства не только созерцательны, они могут оптимизировать и стимулировать человеческую деятельность. “Эмоции искусства – суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются в образах фантазии”.

Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых позитивных качеств личности. Эмоционально-волевая и психорегулирующая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного действия стрессовых факторов – фрустрации (напряженности), страха и т.п., мешающих процессам творческого труда. Под напряженностью подразумевают скованность человека, неуверенность, особенно мешающую в осуществлении творческой деятельности. Таковы “мышечные зажимы”, “боязнь рампы” у актеров, страх выступления и соревнований у спортсменов, растерянность, нарушающие нормальный процесс деятельности, причем нарушения психических процессов (например, внимания, памяти) здесь первичны в отличие от напряженности, при которой эти нарушения производны от эмоций.

Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться тревогой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожидаемого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и
неадекватными, связанными с личностными особенностями человека (тревожно-мнительного либо противоположного по характеру). Паника является формой стенического (стенос – сила) страха, которая может охватить группу людей. Испуг – это внезапно резко выраженный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации, угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для
ужаса – наиболее сильной степени страха (характерно подавление рассудка – “безумный страх’). “Разумный страх” проявляется в виде опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способствовать осуществлению деятельности. Смелость – есть форма осознанного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положительными стеничеокими эмоциями и переживаниями. Отвага пере-
живается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество – сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоззренческими установками личности. Понятие героизм – социально по содержанию и сопровождается высоким уровнем положительных эмоций, имеющих большое общественное значение, например, при совершении подвига.

Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым в
учебнике “Медицинская психология” (для медучилищ).
Положительные эмоции:

  • Удовольствие.
  • Радость.
  • Ликование.
  • Восторг.
  • Уверенность.
  •  Гордость.
  •  Доверие.
  • Симпатия.
  • Восхищение.
  • Любовь (половая).
  • Любовь (привязанность).
  • Уважение.
  • Умиление.
  • Благодарность (признательность).
  • Нежность.
  • Самодовольство.
  • Злорадство.
  • Блаженство.
  • Чувство удовлетворенной мести.
  • Спокойная совесть.
  • Чувство облегчения.
  • Чувство удовлетворенности собой.
  • Чувство безопасности.
  • Предвкушение.

Нейтральные эмоции:

  • Любопытство.
  • Удивление.
  • Изумление.
  • Безразличие.
  • Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные эмоции:

  • Неудовольствие.
  • Горе (скорбь).
  • Тоска.
  • Печаль (грусть).
  • Отчаяние.
  • Огорчение.
  • Тревога.
  • Обида.
  • Боязнь.
  • Испуг.
  • Страх.
  • Жалость.
  • Сочувствие.
  • Сожаление.
  • Досада.
  • Гнев.
  • Чувство оскорбления.
  • Возмущение (негодование).
  • Ненависть.
  • Неприязнь.
  • Зависть.
  • Злоба.
  • Злость.
  • Уныние.
  • Скука.
  • Ревность.
  • Ужас.
  • Неуверенность (сомнение).
  • Недоверие.
  • Стыд.
  • Растерянность.
  • Ярость.
  • Презрение.
  • Отвращение.
  • Разочарование.
  • Омерзение.
  • Неудовлетворенность собой.
  • Раскаяние.
  • Угрызение совести.
  • Нетерпение.
  • Горечь.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)