Классическая школа

Впервые о теории управления заговорили в начале 20 века. В 1903г. выходит первая брошюра в 6 страниц Фредерика Тейлора на эту тему: «Управление фабрикой». В 1904 г. немецкий учёный Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» впервые сформулировал основы классической школы управления и организации индустриального общества тех лет. Он назвал их бюрократия, авторитет и власть.

Интересно
Глубокий интерес к управлению возник в период интенсивного развития промышленного производства в Англии, Германии и США после выхода книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления» в 1911 г. В управлении под принципом надо понимать основные правила и положения, которыми должны руководствоваться как администрация предприятия в целом, так и отдельные руководители.

С этого времени управление стало считаться самостоятельной областью исследования. В основе методологии научного управления был положен анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Ф.У. Тейлор считал, что только путём принудительной стандартизации методов, принудительного использования наилучших условий труда и принудительного сотрудничества можно обеспечить общее ускорение темпа работы. (Эту систему организации работы называли «системой выжимания пота Тейлора». В 20 годы даже был поставлен на эту тему фильм с Чарли Чаплиным в главной роли, где маленький человек, стоя у конвейера, как заводной в бешенном темпе закручивал гайки на проезжавших мимо него деталях)

Интересно
Подобную систему предложил и Генри Форд. Он придавал большое значение высокому развитию техники, применения специальных станков, совмещающих многие операции, которые могут выполняться полуобученными рабочими. (Форд начал выпускать в Америке автомобили. Поначалу несколько слесарей на одном месте в гараже собирали из деталей весь автомобиль. Но с развитием спроса на автомобили, необходимостью резкого расширения производства возникла проблема – где найти столько высококвалифицированных слесарей, знающих автомобиль «от и до».

Появилась идея вместо одного грамотного слесаря, знающего автомобиль и способного в одиночку потихоньку собрать его, привлечь много необученных людей. Научить новичков одной-двум самым простым операциям, ну например, вставлять в нужное место болт и закручивать гайку, и таким образом постепенно совместными усилиями, друг за другом, по очереди выполняя необходимые операции, собирать автомобиль. Каждый, отдельно взятый такой рабочий конечно не мог собрать автомобиль, так как он не знал весь порядок сборки, но все вместе, даже не понимая для чего каждый из них выполняет свою операции и куда впоследствии пойдёт эта деталь, они собирали качественную машину. Расчёт был и на то, что, выполняя одну и ту же операцию изо дня в день, работник доводит её до совершенства, не делает лишних движений, не теряет впустую времени.

А чтобы вся эта масса работников на толкалась на одном месте и не мешала друг другу, всех поставили в цепочку друг за другом, начиная с первой начальной операции и кончая завершающей, и пустили на передними конвейер. Постепенно на конвейере рама будущего автомобиля обрастала деталями, и в результате рождался автомобиль. По мере совершенствования конвейерного производства добивались, чтобы время выполнения каждой операции каждым рабочим на конвейере было одинаковым, и конвейер двигался бы непрерывно.

По мере совершенствования навыков рабочих, повышали скорость конвейера до максимально возможной. Это была скорость производства автомобиля. Производство было настолько скоростным и непрерывным, что на конвейере могли выпускать только автомобили чёрного цвета, покрашенных быстро сохнувшей японской краской. Когда же Генри Форда спрашивали, можно ли у него заказать автомобиль другого цвета, он говорил, что конечно можно, но при условии, что этот автомобиль будет чёрным.)

В этом техническом решении был заложен главный принцип конвейерного производства – принцип разделения труда. Этот принцип постепенно распространился и на сферу управления. Произошло отделение управленческих функций «обдумывания и планирования» от фактически выполняемой работы. При Тейлоре в классической школе – это разделение труда на операции, анализ и изучение затрат средств и времени. А. Файоль в 20-х годах поставил вопрос о выделении собственной управленческой деятельности.

Он впервые выделил в административной деятельности 14 принципов руководства:

  • Разделение труда по Тейлору.
  • Власть.
  • Дисциплина.
  • Единство командования.
  • Единство руководства.
  • Подчинение частных интересов общему.
  • Вознаграждение.
  • Централизация.
  • Порядок.
  • Равенство.
  • Инициатива.
  • Корпоративный дух.
  • Устойчивость должностей личного состава.
  • Линия власти.

Анри Файоль выделил пять ключевых функций эффективного управления – планирование, организация, руководство, координация и контроль; а также разработал принцип единоначалия (термин по М. Веберу) – это его главный вклад в теорию управления при административном подходе. Вслед за Тейлором и А. Файолем начали развивать в классической школе административный подход к управлению Френк и Лилия Гилберт, Д. Муни, Л. Урвин, Л. Гулик, А. Рейли, а в России П.А. Богданов, И.Н. Бутаков, Н.А. Витке.

Лютер Гулик включил в основные функции (1930 г.) – подбор персонала, составление отчётности, планирование бюджета.

Приверженцы административного подхода в классической школе стремились к созданию универсальных принципов управления и принципов разделения функций управления на более мелкие функции (элементы), которые должны были привести к успеху.

К ним относятся:

  • функциональный принцип = разделение процесса труда на функции, специализация труда;
  • скалярный (линейный) принцип – рост вертикальных связей, строгая иерархия, единоначалие;
  • линейно-штабной принцип – руководящие вертикальные связи и вспомогательные консультативные функции узких специалистов для руководящих работников.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)