Китайское учение даосизм

Даосизм – одно из древнейших религиозно-философских учений. Он возник в Древнем Китае и постепенно вобрал в себя все накопленные знания о природе и окружающем мире. Некоторые ключевые концепции (такие как дао и инь-ян) известны большинству людей. Но чтобы понять суть даосизма и познать его смысл, потребуются многие годы. Мы же вкратце рассмотрим его основные идеи, а также историю его возникновения и развития.

Даосизм – это традиционное китайское учение о «пути вещей». Иногда его делят на философскую (дао цзя) и духовную (дао цзяо) составляющие. Но такое разделение весьма условно, и уместнее говорить о едином религиозно-философском учении, стремящемся дать ответы на все вопросы во всех сферах жизни. Возник даосизм в 5 веке до нашей эры, и это делает его одним из древнейших учений в мире.

Ключевое понятие даосизма – дао (буквальный перевод с китайского – «путь»). Это высший закон мироустройства, путь, по которому движется всё сущее.

Согласно данной концепции, любая материальная вещь проходит свой путь от возникновения и до исчезновения. В понимании китайских философов дао – это вечное действие или принцип творения, обеспечивающий единство и двойственность вещей, определяющий естественное движение всего в природе.

В отличие от других религий, в даосизме не рассматривается такая концепция как жизнь после смерти. Вместо этого даосы стремятся преодолеть свои страсти и желания, чтобы при жизни достичь единения с Дао, равносильного бессмертию.

Как было отмечено выше, даосизм является религиозно-философским учением, и внутри него условно можно выделить два направления:

  • дао цзя – философское познание Вселенной и бытия;
  • дао цзяо – религиозное учение и духовные практики.

Но всё же такое разделение является условным, и даосизм уместнее рассматривать как сложную систему, сочетающую в себе и духовные, и философские аспекты.

Главное понятие в даосизме – Дао. Это мировой закон, определяющий существование всего сущего от момента возникновения и до момента исчезновения. Всё в нашем мире подчиняется дао: вещи и люди, мысли и идеи, Луна и Солнце. Даже сама Вселенная имеет начало и когда-нибудь придёт к закономерному концу, подчиняясь данному принципу.

Считается, что если человек сможет познать Дао, то достигнет бессмертия.

А процесс этого познания подразумевает приложение усилий в двух направлениях:

  1. Питание души. Речь идёт о душевной гармонии, преодолении страстей и желаний ради постижения Дао.
  2. Питание тела. Здесь подразумевается отношение к пище, дыханию, физическим упражнениям, сексу и прочим естественным потребностям. Даосизм требует соблюдения строгой диеты во всём, а идеалом считается полный переход на духовные источники питания и отказ от обычной пищи.

В даосизме считается, что этих двух элементов достаточно, чтобы познать дао и достичь бессмертия души и тела в этом мире.

Другое важное понятие – Дэ (добродетель или мораль). Оно не подразумевает целенаправленных высокоморальных воздействий на окружающий мир. В рамках данного учения подразумевается сила духа, которая должна присутствовать у человека, чтобы он мог познать Дао.

Ещё одной важной концепцией учения является У-вэй – недеяние.

Это отказ от целенаправленной деятельности, которая может нарушить естественный ход событий. У-вэй не подразумевает пассивности. Его суть состоит в том, что человек должен понимать, когда нужно действовать, а когда – бездействовать.

Эту идею даосы считают правильной даже в сфере управления государством, утверждая, что лучший государь – это тот, кто не делает вообще ничего. Он занимает свой пост для того, чтобы вдохновлять народ, олицетворять государственную власть и предотвращать смуты.

Этапы развития даосизма

После Лао-цзы и Чжуан-цзы развитие учения на некоторое время приостановилось. И только в 1 веке нашей эры даосизм обрёл популярность у мыслителей того времени, и начали возникать новые школы. Самой первой и известной из них была «Пять Ковшей Риса» (позже её переименовали в «Школу Небесных наставников»). Её основал Чжан Даолин – мыслитель, отказавшийся от высокого государственного поста и ставший отшельником.

Интересно
Позже «Школа Небесных наставников» разделилась, а спустя какое-то время была восстановлена, но уже под другим названием. Попутно возникали и другие школы, в каждой из которых даосизм приобретал какие-то свои оттенки. Постепенно одной из ключевых идей стало достижение долголетия и даже бессмертия за счёт познания Дао. Благодаря большому количеству школ и направлений учение начало развиваться очень быстро, и до нашего времени дошло порядка 1500 книг и сочинений, написанных разными авторами.

С серьёзным испытанием даосизму пришлось столкнуться в 17 веке – во времена империи Цин (не путать с династией Цинь), которая считала это учение (как, впрочем, и другие философские дисциплины) лженаучным. Сторонники даосизма подвергались преследованию, книги сжигались, а школы запрещались. Такая ситуация сохранялась вплоть до падения империи Цин в начале 20 века, и только в 1960-е годы даосизм начал восстанавливаться и снова набирать популярность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)