Китайское учение даосизм
Даосизм – одно из древнейших религиозно-философских учений. Он возник в Древнем Китае и постепенно вобрал в себя все накопленные знания о природе и окружающем мире. Некоторые ключевые концепции (такие как дао и инь-ян) известны большинству людей. Но чтобы понять суть даосизма и познать его смысл, потребуются многие годы. Мы же вкратце рассмотрим его основные идеи, а также историю его возникновения и развития.
Ключевое понятие даосизма – дао (буквальный перевод с китайского – «путь»). Это высший закон мироустройства, путь, по которому движется всё сущее.
В отличие от других религий, в даосизме не рассматривается такая концепция как жизнь после смерти. Вместо этого даосы стремятся преодолеть свои страсти и желания, чтобы при жизни достичь единения с Дао, равносильного бессмертию.
Как было отмечено выше, даосизм является религиозно-философским учением, и внутри него условно можно выделить два направления:
- дао цзя – философское познание Вселенной и бытия;
- дао цзяо – религиозное учение и духовные практики.
Но всё же такое разделение является условным, и даосизм уместнее рассматривать как сложную систему, сочетающую в себе и духовные, и философские аспекты.
Главное понятие в даосизме – Дао. Это мировой закон, определяющий существование всего сущего от момента возникновения и до момента исчезновения. Всё в нашем мире подчиняется дао: вещи и люди, мысли и идеи, Луна и Солнце. Даже сама Вселенная имеет начало и когда-нибудь придёт к закономерному концу, подчиняясь данному принципу.
Считается, что если человек сможет познать Дао, то достигнет бессмертия.
А процесс этого познания подразумевает приложение усилий в двух направлениях:
- Питание души. Речь идёт о душевной гармонии, преодолении страстей и желаний ради постижения Дао.
- Питание тела. Здесь подразумевается отношение к пище, дыханию, физическим упражнениям, сексу и прочим естественным потребностям. Даосизм требует соблюдения строгой диеты во всём, а идеалом считается полный переход на духовные источники питания и отказ от обычной пищи.
В даосизме считается, что этих двух элементов достаточно, чтобы познать дао и достичь бессмертия души и тела в этом мире.
Ещё одной важной концепцией учения является У-вэй – недеяние.
Эту идею даосы считают правильной даже в сфере управления государством, утверждая, что лучший государь – это тот, кто не делает вообще ничего. Он занимает свой пост для того, чтобы вдохновлять народ, олицетворять государственную власть и предотвращать смуты.
Этапы развития даосизма
После Лао-цзы и Чжуан-цзы развитие учения на некоторое время приостановилось. И только в 1 веке нашей эры даосизм обрёл популярность у мыслителей того времени, и начали возникать новые школы. Самой первой и известной из них была «Пять Ковшей Риса» (позже её переименовали в «Школу Небесных наставников»). Её основал Чжан Даолин – мыслитель, отказавшийся от высокого государственного поста и ставший отшельником.
С серьёзным испытанием даосизму пришлось столкнуться в 17 веке – во времена империи Цин (не путать с династией Цинь), которая считала это учение (как, впрочем, и другие философские дисциплины) лженаучным. Сторонники даосизма подвергались преследованию, книги сжигались, а школы запрещались. Такая ситуация сохранялась вплоть до падения империи Цин в начале 20 века, и только в 1960-е годы даосизм начал восстанавливаться и снова набирать популярность.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу