Искусство театра

Специфика театра как вида искусства состоит в том, что отражение действительности, событий, конфликтов, их оценка, интерпретация и т.д. происходят через драматическое действие, игру актера, хотя в основе их лежит драматическое произведение. Игровая сущность театра – это не повторение Как всякое искусство, театр отражает жизнь через систему художественных образов.

В начале своего существования театральное искусство было синтетичным, объединяя многие виды искусства. Теперь эта синтетичность утратилась. В настоящее время существует три типа театров:

  • драматические
  • оперные
  • балетные и некоторые промежуточные формы.

Обособление музыкального театра не порывало со своей драматической основой. Действие в нем воплощается средствами музыкальной драматургии в сценических музыкальных образах. В опере драматическое содержание спектакля раскрывается музыкальными средствами. В балете же, который вначале развивался в рамках оперы, – средствами хореографии.

Хотя к началу ХХ столетия театральное искусство накопило огромный опыт, новый век внес много новых изменений в деятельность театра.
Развитие театра в прошлом столетии неразрывно связано с развитием драматургии как рода литературы. Театр зависит от ее содержания и художественных форм.

В 30-е годы, когда происходила консолидация передовой интеллигенции (по мере нарастания сопротивления фашизму), создается социальная драма. Центральной темой большинства пьес этого жанра становятся война, революция, фашизм. Человеческая судьба раскрывается в прямой связи с мировыми событиями. Это прежде всего драматические произведения Б. Брехта, Ф. Вольфа, Э. Хемингуэя, Б. Шоу и др.

В последующее время широко распространяется интеллектуальная драма. Это:

  • эпический театр Брехта, который пропагандировал идеи революционного переустройства мира,
  • французская драма (Ж.П. Сартр) показывала индивидуалистическую и гуманистическую аппозицию фашизму, разрабатывала прежде всего проблемы нравственной свободы.

Театр интеллектуальной драмы – это внимание к философским и политическим проблемам. Отсюда тяготение к условностям, к иносказательности, к метафоре. Во второй половине века еропейские и американские сцены захватил театр поэтического натурализма, драматургия которого стремилась сближать бытовые и философские проблемы.

Отдельной страницей театрального искусства стал русский театр. Успех пришел с открытием в 1898 году Московского художественного театра, в котором сложились новые принципы режиссуры и актерского искусства.

Режиссерское искусство связано с такими именами, как К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, А. Таиров, С. Михоэлс. Авторитарные методы руководства искусством в тоталитарном государстве сказались и на развитии театра.

Многих талантливейших деятелей театра обвинили в формализме и отстранили от работы. Многие оказались в застенках концлагерей. Получила распространение теория бесконфликтности, согласно которой в социалистическом обществе может быть только борьба хорошего с отличным.

Происходил процесс лакировки, приукрашивания действительности. Кроме того, вредной была тенденция выравнивания всех театров под МХАТ. Все это нарушало естественную логику развития театрального искусства. Несколько по-иному шло развитие кукольного театра. В ХХ веке во многих странах появились профессиональные кукольные театры. Они объединены во всемирную организацию кукольников УНИМА. В России кукольный театр был создан Сергеем Образцовым.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)