Исторические основания конфликтологии
Конфликты развиваются с начала человечества. Он долго не рассматривали с теоретической точки зрения. Первые дошедшие до нас исследования рассматривают конфликты относящиеся к 7 и 6 веках до н.э. Китайские мыслители полагали, что источник развития всего существующего лежит во взаимодействии янь и инь.
Проблемой конфликтов занимался и Платон, который рассматривал войну как величайшее зло. По его мнению, что существовало когда-то общество всеобщего благоденствия, но в тоже время существовали специально подготовленные люди для защиты этого общества.
Эпикур подчеркивал, что негативное последствие столкновений, вынудит когда-то людей жить в состоянии мира. Мыслители античности рассматривали проблему справедливого и не справедливого насилия. Цецерон выдвинул тезис о справедливой и благочестивой войне, которая могла возникнуть с целью отмщения за что-то кому-то или изгнания вторгшегося противника. Августин Гипонский продолжил развивать мысль тезис Цицерона и его слова звучат современно: «Те, которые нарушают мир не ненавидят его как таковой, а хотя лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям».
В 15, начале 16 века, Николо Макиавелли подчеркивал универсальность конфликтов для средних веков, почему:
- в виду порочной природы человека;
- в виду стремления различных групп людей к неограниченному материальному обогащению.
Он считал одним из источников конфликтов:
- знать, которая сосредоточила в своих руках всю полноту государственной власти;
- отрицательно относился к дворянству;
- он видел в конфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию;
- чтобы уменьшить негативную роль конфликта нужно уметь правильно воздействовать на него и эту миссию может выполнять только государство.
Эразм Роттердамский отмечал:
- война сладка для тех кто ее не знает;
- указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта;
- конфликт разрастается подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны;
- анализируя причины войны он подчеркивал, что низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войну.
Гуга Гроций конец 16, середина 17 века, допускал возможность войны между суверенными государствами. Обе стороны убеждены в собственной правоте. Он заложил теоретические основы для позднейшего понятия нейтралитета.
Френсис Бэкон 16, начало 17 века впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин конфликтов внутри страны:
- бедственное материальное положение народа;
- пренебрежение государями мнением сената и сословий;
- политические ошибки в управлении;
- распространение слухов и кривотолков, пасквилей и крамольных речей.
Томас Гоббс. Он рассмотрел концепцию войны всех против всех, как естественное состояние.
Считал главными причинами конфликтов:
- стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей равных надежд;
- желание завладеть теми же объектами необходимыми для самосохранения или получения удовольствий;
- все это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.
Жан Жак Руссо. Он рассматривал причины конфликтов. Он рассматривал этапность всемирно исторического процесса и на каждом этапе рассматривал причины возникновения конфликтов. Вначале было естественное состояние(т. Е. Люди были свободны и равны). Второе утрата равенства, свободы и счастья. Затем люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, вечный мир и согласие, заключив общественный договор.
Он утверждал по поводу общественного договора:
- он возможен под жесточайшим контролем народа;
- войны министрам нужны и добрую волю они не проявят;
- дело не в увещевании, а в принуждении (народ должен принуждать).
Адам Смит впервые рассмотрел конфликт как многоуровневое явление.
Он утверждал что в основе конфликта лежит:
- деление общества на классы;
- экономическое соперничество;
- рассматривал противоборство между классами как источник поступательного развития общества.
Иммануил Кант считал: состояние мира между людьми живущими по соседству не является естественным состоянием; естественное состояние – состояние войны, если не беспрерывные военные действия, то постоянные угрозы; следовательно состояние мира должно быть установлено.
Георг Гегель он подчеркивал что главные причины конфликтов кроются: в социальной поляризации между:
- накоплением богатства и привязанного к труду классам. Он был сторонником сильной государственной власти, выступал против смути и беспорядков внутри государства. Он считал что государства представляет интересы всего общества и обязано соблюдать интересы всего общества. Кал фон Клаузевиц в своих трудах определил природу международного военного конфликта;
- предложил знаменитую формулу «война есть продолжение политики другими средствами»;
- международный военный конфликт есть не органической неизбежностью, не отклонением от нормы в курсе той или иной державы, мвк есть закономерное развитие тех процессов, которые шли внутри страны и на мировой арене до перерастания их в конфликт; есть взаимосвязь между экономикой и военной политикой.
Проблемы конфликтности были затронуто в трудах Чарльза Дарвина. Он пришел к выводаму, что развитие живой природы идет в условиях постоянной борьбы за выживание, она составляет механизм отбора наиболее приспособленных видов.
Христианство
В этом учении существует противоречивое отношение к насилию:
- однозначно утверждается, что бог муж брани;
- встречаем в учении призыв к верующим прославлять всевышнего силой;
- воззвание к богу во время сражения приносит победу.
Контент анализ библии содержит более 12 тыс. категорий и понятий, которые связаны с насилием. Из них чуть более 15 % в той или иной мере отражает проблему насилия, такое же количество отражает положительную направленность к миру; четверть отражает категорию наказания; пятая часть содержит слова убить, убивать и призыв к насилию; меньше пятой части содержит упоминает призывы к возмездию; 13 % ненависть; 12% насилие война воевать; 8% бить, избить, отнять и присвоить. Примерно 25% про спасение, 27% протянуть руку ближнему, 18 % призывы к любви; 13% прощение; 7% про содействие и мир. Позднее появилось негативное отношение христианство к войнам, особенно с появлением ОМУ.
Буддизм и индуизм. Они наиболее последовательны в оценке силовых и не насильственных средств. Они основаны на всеобщей любви людей, они не приемлет насилие, особенно войну. Если в христианстве есть бог и сатана, то в этих религиях нет резкого противопоставления. Только ОМУ побудило их более определенно высказывать отрицательное отношение к войне. Одним из важнейших идей о конфликтах являются практические знания.
- Проблемы урегулирование конфликтов между богатым севером и бедным югом
- Процесс ведения переговоров в условиях конфликтных отношений
- Виды и функции переговоров
- Деятельность посредника по урегулированию конфликт и эффективность посреднических действий
- Третья сторона и ее роль в урегулировании конфликта
- Роль международного сообщества в урегулировании конфликтов и типология миротворческих операций
- Мирные средства разрешения международных споров
- Направление предотвращения межгосударственных конфликтов
- Основные тенденции и механизмы урегулирования конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу