Третья сторона и ее роль в урегулировании конфликта

Посредничество – относительно дешевый (по сравнению с введением МТС) и достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами.

Под посредничеством как правило воспринимается участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемых решений.

Когда говорят о посредничестве то обычно различают следующие «понятия» – посредничество, оказание добрых услуг, наблюдение за ходом переговоров. Очень часть эти понятия воспринимают как синонимы, что вносит определенную путаницу. Наиболее близким к понятию посредничество является оказание добрых услуг.

Гаагская конвенция 1907 о мирном решении международных споров не предусматривает различий между посредничеством и оказанием добрых услуг. На настоящий момент существуют определенные различия: посредничество требует согласие обеих сторон, а оказание добрых услуг – достаточно согласие одной стороны.

Они совпадают по своей конечной цели – содействие мирному разрешению конфликта, но различаются методами: ДУ на правлены на побуждение конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами и предоставить возможность для такого разрешения (предоставить территорию, сыграть роль передачи информации конфликтующих сторон – почтальон);  посредничество предполагает более существенное участие третьей стороны в конфликте, (не только организация переговоров, но и участие в них) помогая найти взаимоприемлемую форму решения. От понятий П и оказание ДУ наблюдение за переговорами, следует отличать понятие арбитраж.

Характерные черты арбитража: 

  • обязательная юридическая сила его решения для конфликтующих сторон;
  • выбор арбитра или арбитров самими спорящими сторонами.

В роли третьей стороны могут выступать:

  • формальные или официальные посредники, что предполагает наличие у посредника нормативного статуса или возможности воздействия на оппонента;
  • неформальное или неофициальное посредничество (медиаторство) заключается в отсутствии нормативного статуса, но участники конфликта признают авторитет этих лиц в решении подобных проблем.

В качестве официальных посредников могут быть:

  • межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ, АС и др.);
  • отдельные государства;
  • государственные правовые институты.

В качестве неофициальных посредников могут выступать известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие гос деятели), представители религиозных организаций (шаманы, старейшины).

Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений связано с тем, обратились ли к помощи третьей стороне по собственной инициативе или же она вступила в конфликт самостоятельно, без приглашение.

Стороны обращаются к посреднику в следующих случаях:

  • объектом урегулирования – затянувшийся конфликт, все аргументы, силы, средства исчерпаны, а выхода не видно;
  • стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
  • по разному трактуются правовые нормы или другие критерии являющиеся  ключевыми в разрешении конфликтов;
  • одной из сторон нанесен серьёзный ущерб и она требует санкций по отношению к конфликтующей стороне;
  • сторонам важно сохранить хорошие отношения, то есть конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемые решения они найти не могут;
  • оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его исполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство другой стороны в конфликт необходимо в ситуациях когда:

  • происходит опасная эскалация конфликта, существует непосредственная угроза применения насильственных действий;
  • одной из сторон массировано применяется насилие;
  • третьей стороне лично не выгоден этот конфликт;
  • конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной;
  • стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Действия третьей стороны могут носить ограничительный и принудительный характер (введение санкций). Аргументами за применение санкций к воюющим сторонам служат следующие соображения: развитие отношений с государством, которое не стремиться к мирному урегулированию противоречий, означает политическую и экономическую поддержку конфликта;  многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности могут быть использованы конфликтующими сторонами в военных целях, что еще в большей степени обострит конфликт.

Если иностранные фирмы или иностранный капитал играет значительную роль в экономике конфликтующих сторон, то их вывод ослабит режим власти, а это может способствовать изменению его политического курса в отношении конфликта.

Введение санкций чревато многими негативными последствиями. Санкции не решают проблему урегулирования конфликта.  Санкции могут вести к групповой сплоченности. Санкции ведут к изоляции конфликтующих сторон и переговоры с ними не возможны. Иногда санкции порождают не сплоченность, а поляризацию общества. Они действуют не избирательно, а на все общество. Введение санкций наносит ущерб не только экономике государству против которого введены, но и экономике государства вводящего санкции. Проблематичной остается и эффективность введения санкций

Практические подходы к деятельности третьей стороны.

Можно выделить следующие характерные черты в деятельности третьей стороны:

  • направлена на предотвращение конфликта, прежде всего вооруженного;
  • направлена на установление мира;
  • миротворческая деятельность;
  • деятельность по закреплению мира – миростроительство.

Проводя эти мероприятия:

  • многие конфликты удается только притушить, причем возможно на ограниченный период;
  • третья сторона исходит из рациональности поведения конфликтующих сторон, но конфликты многогранны и учесть все не возможно, участники конфликтов склонный к не предсказуемым иррациональным действиям и эмоциональным реакциям.

Третья сторона работает с лидерами конфликтующих сторон, уровень массового сознания практически не затрагивается.

Наиболее типичными мотивами обращения к посреднику являются следующие: 

  • участники конфликтов рассматривают урегулирование с помощью третьей стороны как путь наименьшего риска и наиболее гибкую форму разрешения конфликта;
  • один или каждый участник конфликта надеется, что третья сторона повлияет на противника;
  • обе стороны рассматривают участие третьей стороны в разрешении конфликта как возможность публично сформулировать обязательства по урегулированию конфликта, а значит в последующем заставить противника выполнять их;
  • в случае не удачи при урегулировании, вину можно возложить на третью сторону;
  • надежда что третья сторона в качестве посредника может оказать реальную помощь в процессе поиска решений и гарантировать выполнение соглашения.

Пять основных функций посредника:

  1. Формирует и поддерживает ориентацию участников конфликта на взаимоприемлемые решения как на уровне лидеров, так и на уровне общественного сознания.
  2. Создание условий для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта, оказывает помощь сторонам конфликта адекватным образом борющимся сторонам.
  3. Обеспечивает помощь: а) в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений; б) содействие в интерпретации ситуации; в) оценка предложения; г) выявление возможных вариантов решений и соглашений; д) действует как дополнительный источник идей для участников конфликта; е) помогает сторонам улучшить их переговорные навыки и умения.
  4. Помогает сохранить лицо обеим сторонам при выходе из конфликта.
  5. Осуществляет регуляцию и контроль: а) взаимодействием сторон, а также выполнением ими договоренностей; б) выступает гарантом выполнения соглашений.

В задачи посредника входит также синхронизация процесса урегулирования, то есть обеспечение примерной одинаковой готовности сторон к поиску совместного решения. Существует и побочные функции посредничества, не связанные на прямую с урегулированием конфликта (поднятие и укрепление собственного престижа).

Этапы посредничества:

  1. Инициация поиска согласия;
  2. Налаживание переговорного процесса.
  3. Участие в переговорном процессе.
  4. Наблюдение за выполнением соглашения.

Исход конфликта зависит от авторитета и роли посредника. Третья сторона может обеспечить волевое прекращение конфликта, разведение конфликтующих сторон,  блокирование борьбы, применение санкций к сторонам, определение правого и не правого, оказание помощи в поиске решения, содействие в нормализации отношений, оказание помощи в организации общения, контроль за выполнением соглашения.

Трудности при проведении посреднической деятельности и требования к посреднику.

В трудности при осуществлении посреднической деятельности:

  • обусловленные собственно трудностями урегулирования конфликта и не зависящие от деятельности посредника;
  • трудности связанные с деятельностью посредника.

Посредник должен быть компетентным лицом, обладать соответствующими знаниями и умениями, быть лицом не заинтересованным в решении вопроса в пользу какой-либо одной стороны, быть не зависимым от участников конфликта, быть нейтральным и объективным, обладать влиянием, престижем и авторитетом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)