Исследование коррупции за рубежом

За рубежом, в частности, в США опубликованы результаты различных исследований, которые можно считать знаковыми и заслуживающими внимания российских политиков, ученых и общественности.

К их числу можно отнести доклад CSIS (Центра стратегических и международных исследований) “Российская организованная преступность и коррупция: дилемма для Путина”, как наиболее важный документ, блестящую статью известного американского криминолога Л. Шелли “Коррупция в России в эпоху после Ельцина” (весна 2000 г.) и, конечно, нашумевший доклад палаты представителей Конгресса США “Путь России к коррупции” (сентябрь, 2000).

Transparency International (TI – Международная прозрачность) – международная неправительственная, некоммерческая, независимая, организация по изучению и борьбе с коррупцией как в международном масштабе, так и в масштабе отдельных стран – впервые опровергла представление о коррупции как о классическом феномене, который не имеет количественных показателей, поскольку статистика не применима к латентным по природе явлениям.

Компания Transparency International широко известна социологическими исследованиями международной коррупции и мздоимства при помощи специальных индексов и рейтингов. Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) отражает степень распространения коррупции среди находящихся на данный момент у власти официальных лиц и политиков.

В 1995 г. он рассчитывался для 41 страны. Впоследствии показатель обновлялся ежегодно. В нем страны ранжируются по результатам опросов предпринимателей, ученых, аналитиков.

Ныне доступна информация об CPI за 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 гг. В 2002 г. индекс охватывал уже 102 страны и рассчитывался на основании 15 исследований, проводимых 9 независимыми организациями, и отражает представления политиков, предпринимателей и специалистов, временно или постоянно проживающих в стране, о степени распространенности коррупции в ней.

Для измерения употребляется десятибалльная шкала, где 10 баллов получает самая некоррумпированная страна, а 0 баллов – государство с максимальным уровнем коррупции.

Обязательным условием единообразности исследований в разных странах является единый понятийный аппарат. В рамках TI используется следующее определение коррупции: злоупотребление государственной властью в целях получения личной выгоды, которое включает:

1) взяточничество государственных должностных лиц;
2) плату за контракты на поставку товаров для государственных нужд;
3) растрату государственных денежных средств.

Показатель “степень коррупции” включает два индикатора:

1) частоту встречаемости факта коррупции (коррупционных сделок);
2) общую стоимость уплаченных взяток (или общий ущерб от коррупционной деятельности).

Обычно они тесно связаны друг с другом, поскольку в странах, где коррупция – массовое явление, взятки составляют наиболее крупную статью ежегодных расходов коммерческой фирмы.

Для составления очередного CPI используются данные, собранные в течение трех последних лет. Усреднение результатов за ряд лет дает эффект сглаживания возможных погрешностей. При опросе оценки уровня коррупции государства дают как резиденты, так и иностранцы, проживающие в исследуемой стране, как предприниматели (практики), так и аналитики (теоретики).

В целом CPI представляет собой срез взглядов на распространённость коррупции в конкретном государстве, разделяемых лицами, принимающими ключевые решения в сфере инвестиций и торговли.
Выбор респондентов неслучаен.

Деловые круги как нельзя лучше подходят для подобных опросов, поскольку обладают необходимой информацией в данной сфере. Представители “большого бизнеса”, высокопоставленные чиновники, дипломаты обычно имеют дело с так называемой верхушечной коррупцией, распространенной в высших эшелонах власти.

Рядовые граждане имеют представление о проявлениях коррупции в повседневной жизни, т.е. сталкиваются с низовой коррупцией.

Степень коррупции в стране оценивается с двух позиций: с точки зрения полноправных граждан страны (взгляд “изнутри”) и с точки зрения иностранных граждан (взгляд “извне”).

На “внутреннее” восприятие коррупции оказывает влияние фон национальной культуры, поэтому субъективные оценки резидентов в определенной степени могут быть искаженными.

Если их сопоставить с информацией, полученной о той же самой стране из-за рубежа.

В 1999 г. исследование охватывало 99 стран. Рейтинг тогда открыла Дания (10 из 10 возможных), Финляндия (9,8) и Новая Зеландия (9,4); замыкают Азербайджан, Индонезия, Нигерия и Камерун. Россия делит с Эквадором 82-е место, уступив большинству развивающихся стран Азии и Африки, бывшим странам соцлагеря и бывшим республикам СССР, кроме самых южных. Рейтинг России – 2,4.

В 2001 г. он рассчитывался для 91 страны мира. Согласно результатам исследований, меньше всего берут взятки и злоупотребляют служебным положением финские чиновники (9.9 баллов). В первую десятку входят также Дания (9.5), Новая Зеландия (9.4), Исландия (9.2), Сингапур (9.2), Швеция (9.0), Канада (8.9), Нидерланды (8.8), Люксембург (8.7) и Норвегия (8.6).

В Канаде уровень коррупции считается одним из самых низких в мире наравне со странами Северной Европы. Степень коррумпированности США превышает соответствующий показатель для Канады, и сопоставим с уровнем коррупции крупных экономических держав Западной Европы (7,0).

Коррумпированность Сингапура и Гонконга традиционно воспринимается как самая низкая в Азиатском регионе – по уровню коррупции эти новые индустриальные страны сопоставимы с наименее коррумпированными странами мира (Сингапур – со Швецией и Канадой, Гонконг – со Швейцарией и Норвегией).

На этом фоне большей степенью коррупции характеризуется Япония (7,1). Новая Зеландия и Австралия воспринимаются как одни из наименее коррумпированных стран мира.

В Латинской Америке наименее коррумпированной страной считается Чили (7,5). Уровень коррупции здесь сравним с уровнем коррупции в таких развитых странах, как США и Германия.

Коррумпированность Бразилии, Колумбии, Мексики превышает среднемировые показатели (4,0 – 3,6). В категорию чрезвычайно коррумпированных стран входят Аргентина, Венесуэла, Эквадор и большинство стран Карибского бассейна.

Спектр коррумпированности африканских стран чрезвычайно широк. С одной стороны, именно здесь расположены “полюса” мировой коррумпированности – Нигерия, Мадагаскар, Ангола (1,7 – 1,6).

С другой стороны, уровень коррупции таких стран как Ботсвана и Намибия, даже по мировым оценкам, достаточно невысок: например, коррумпированность Ботсваны считается ниже коррумпированности Франции, а уровень коррупции в Намибии – ниже уровня коррупции в Италии. Для большинства же африканских стран уровень коррупции оценивается выше среднего (ЮАР, Тунис, Гана, Марокко) либо ближе к высокому (Уганда, Камерун).

Хотя рейтинг взяточников из-за разницы в методологии составления не следует сопоставлять с рейтингом взяткодателей, он является достаточно точным ответом на вопрос, куда идут деньги из стран-лидеров по раздаче взяток.

В этом исследовании, страны Восточной Европы и бывшего СССР были разделены на три группы: с низким, средним и высоким уровнем коррумпированности. В первую группу вошли Эстония (из восточноевропейских стран в ней также находятся Словения и Венгрия), Литва занимает промежуточное положение между первой и второй группой, в которую входят такие страны, как Польша, Болгария и Чехия (в ней отсутствуют постсоветские государства).

Латвия и Молдова занимают промежуточное положение между второй (средний уровень коррупции) и третьей группой (высокий уровень коррупции). В третьей группе находится Румыния и все остальные государства бывшего СССР – Россия, Украина, Беларусь, государства Кавказа и Средней Азии

Кроме того, Transparency International составляет рейтинг взяткодателей – Bribe Payers Index (BPI). Он также рассчитывается с обратной шкалой оценок. То есть чем меньше балл, тем больше склонность иностранных компаний – инвесторов и экспортеров давать взятки аборигенам.

Рейтинг BPI показывает, насколько расположены представители компаний 19 крупнейших стран-экспортеров к даче взяток за рубежом. Рейтинг был составлен на основе опроса Gallup International около 800 предпринимателей из 14 развивающихся стран, в том числе России, и отражает их мнение о расположенности представителей компаний из крупнейших стран-экспортеров к подкупу своих зарубежных партнеров и иностранных чиновников.

Среди опрошенных были высшие чины крупных компаний, представители совместных торгово-промышленных палат, крупных банков и юридических фирм. В России по заданию Gallup International опрос проводился российским агентством РОМИР.

В нем приняло участие 205 человек, ответы 55 из которых были учтены при составлении рейтинга. Сама Россия не попала в рейтинг, так как не принадлежит к крупнейшим экспортерам.

Организация Transparency International, отслеживающая уровни мздоимства среди чиновников разных стран, в 2001 г. опубликовала данные исследования, из которого можно сделать неутешительный вывод: в борьбе правоохранительных органов с коррупцией чаще всего побеждает последняя.
Коррупция в развивающихся странах продолжает процветать.

Проведенный Всемирным банком и использованный экспертами Transparency в своем докладе опрос представителей 10 000 компаний из 80 стран показал, что больше всего взяток чиновникам дают в Юго-Восточной Азии.

В этом регионе 60% респондентов сообщили о “дополнительных платежах государственным чиновникам”. В Латинской Америке о таких платежах сообщили 28%. В столице Албании Тиране около 60% респондентов заявили, что имели дело с коррумпированными чиновниками.

В Москве “показатель коррумпированности” – 16%. Сами жители стран Латинской Америки, Восточной Европы и бывшего СССР считают, что уровень коррупции в последние годы существенно вырос.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)