Исследование фонематического восприятия

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Обычно под этим понятием подразумевают способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем данного языка.

Оценка этой способности производится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков или слогов.

а) Дифференциация слогов, различающихся одной из парных согласных.

Например, ПА-БА, СА-ЗА, ТА-ДА, КА-ГА. Ребенку предлагается поднять руку, еслион услышит определенный слог.

б) Дифференциация изолированных парных согласных: П-Б, С-3, К-Г, Ж-Ши т. п. Реакция ребенка аналогична реакции на предыдущее задание.

Данные пробы до известной степени дают представление о некоторых фор-мах фонематического восприятия. Однако реальные процессы распознавания звуковых характеристик речи намного сложнее.

Одна из важнейших операций — инвариантное распознавание аллофонов, модифицированных у разных людей индивидуальными особенностями артикуляции, как релевантных фонем. На ранних этапах развития речи важную роль играет распознавание просодических контуров слов и словосочетаний.

Поэтому безусловный интерес представляет диагностика способности к распознаванию интонационной окраски высказы-ваний. Методика исследования этих процессов пока слабо разработана.

в) Дифференциация слов-квазиомонимов, различающихся одной фонемой, обычно одной из парных согласных. Например, БОЧКА — ПОЧКА, КОЗА — КОСА, КРЫША — КРЫСА и т. п. Ребенку предлагается соотнести одно из словс соответствующей картинкой.

г) «Деформированные фразы». При исследовании детей 8 лет и старше умес-тнее использовать следующий прием. Ребенку предлагается прослушать при-веденные ниже деформированные фразы, найти и исправить ошибку.

Инструкция: «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».

3-С 1. Хозяйка сварила зуб. 2. Мальчик перелез через сабор и -забрался в огород. 3. У девочки болел суп. 4. На лугу паслась коса.

П-Б 1. Воду хранили в почке. 2. На цветке сидела папочка. 3. Мальчик бил воду из стакана. 4. Из чайника шел бар.

Д-Т 1. В этом томе я живу. 2. У меня взрослая точка. 3. На лугу росла густая драва. 4. В конце предложения надо ставить домку.

Г-К 1. Футболисты забили кол. 2. Собака грызла гости. 3. В этом доме я живу 3-й кот. 4. Учитель поставил мальчику гол.

Ж-Ш 1. В руке у мальчика воздушный жар. 2. После дождя образовалась большая луша. 3. Летом я шил у бабушки. 4. Раскаленная печка давала силь-ный шар.

Ш-С I. В нашем доме отремонтировали крысу. 2. Я люблю пить томатный шок. 3. Из норы выбежала большая черная крыша. 4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.

Следует подчеркнуть, что, в отличие от взрослых больных, у детей первич-ные нарушения фонематического восприятия встречаются очень редко: только при сенсорной алалии и тугоухости. Чаше наблюдаются вторичные расстройства, возникающие в раннем возрасте в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем.

В таких случаях нарушена дифферен-циация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к раз-личению остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смеши-ваются и в экспрессивной речи. При этом у детей обычно обнаруживается неполноценность артикуляционных кинестезии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)