Иски об аннулировании к институтам и органам Европейского Союза

Иски об аннулировании – наиболее распространенная на практике категория дел прямой юрисдикции, в рамках которой к ответственности за нарушение права ЕС перед Судом ЕС привлекаются другие институты, органы, учреждения ЕС, в том числе законодательные институты (иски об аннулировании законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС).

Посредством исков об аннулировании могут быть оспорены и отменены любые правовые акты Союза (законодательные и незаконодательные), а равно иные акты институтов, органов, учреждений ЕС, порождающие правовые последствия (внутренние регламенты, ориентиры и инструкции Европейского центрального банка и т.д.), кроме рекомендаций и заключений как правовых актов, не имеющих обязательной силы (см. § 5 гл. II):

“Суд Европейского Союза контролирует правомерность законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений, а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц.  Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов или учреждений Союза, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц” (ст. 263 ДФЕС).

Понятие правомерность (франц. legalite; англ. legality) означает несоответствие оспариваемого акта источникам и нормам права, имеющим более высокую по отношению к нему юридическую силу, например, противоречие законодательного акта как источника вторичного права ЕС учредительным документам или Хартии Европейского Союза об основных правах (источникам первичного права ЕС), а равно международным соглашениям ЕС, или противоречие исполнительного акта Комиссии законодательному акта, на базе которого он принят.

Согласно ст. 263 ДФЕС правомерность актов институтов, органов и учреждений ЕС может быть оспорена по различным основаниям – “в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Договоров или любой нормы права, относящейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями”.

При наличии хотя бы одного их этих оснований Суд ЕС отменяет оспариваемый акт, причем отмена может быть и частичной (отменяются только некоторые положения акта). Отмененный акт утрачивает силу с момента принятия, если только Суд ЕС не решит иначе: “Если иск обоснован, то Суд Европейского Союза объявляет оспариваемый акт ничтожным и не имевшим места. В то же время Суд Европейского Союза указывает, если считает это необходимым, какие из последствий аннулированного акта должны считаться окончательными” (ст. 264 ДФЕС).

Со своей стороны, институт, орган или учреждение ЕС, от которых исходит аннулированный акт, “обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза” (ст. 266 ДФЕС).

Итак, иски об аннулировании – это иски, по которым ответчиками выступают институты, органы, учреждения ЕС, издавшие с точки зрения истца неправомерный акт.

Кто управомочен подавать такие иски в Суд ЕС?

Согласно ст. 263 ДФЕС круг истцов по искам об аннулировании является гораздо более широким, чем по рассмотренным выше искам об аннулировании. Дела по искам об аннулировании могут выступать как споры между институтами ЕС (например, “Европейский парламент против Совета”), как споры, в которых государства-члены добиваются отмены актов институтов, органов, учреждений ЕС (например, “Германия против Европейского парламента и Совета”), наконец, как дела, в которых такой же отмены добиваются физические и юридические лица независимо от их гражданства, места жительства или нахождения. В практике Суда ЕС известны подобные дела, возбужденные по искам российских граждан и юридических лиц. Например, в решении от 10 сентября 2008 г. Суд ЕС удовлетворил иск Кирово-Чепецкого химического комбината об отмене регламента Совета, установившего на его продукцию антидемпинговую пошлину.

В качестве привилегированных истцов при подаче исков об аннулировании в ст. 263 ДФЕС признаны государства-члены, Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская комиссия. Они имеют право обжаловать таким способом любые акты, даже если последние не затрагивают их полномочия или интересы.

Напротив, Европейский центральный банк и Счетная палата ЕС согласно той же статье могут подавать иски об аннулировании “только в целях защиты своих прерогатив” (в целях обжалования актов других институтов, органов, учреждений ЕС, которые посягают на полномочия Европейского центрального банка или Счетной палаты, предоставленные им учредительными документами ЕС).

Интересно
В случае оспаривания законодательных актов ЕС на основании нарушения принципа субсидиарности как одного из принципов компетенции ЕС (см. 3.3) иск об аннулировании также может быть подан государством-членом от имени своего национального парламента или одной из его палат. Такое же право имеет Комитет регионов для оспаривания тех законодательных актов, которые согласно учредительным документам должны приниматься после консультации с этим консультативным органом ЕС, например, законодательных актов об охране окружающей среды (ст. 8 Протокола о применении принципов субсидиарности и пропорциональности).

Физическое или юридическое лицо может подавать иски об аннулировании согласно ст. 263 ДФЕС только “против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентар- ных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер”.

Следуя модели французской административной юстиции, учредительные документы ЕС предусматривают для исков об аннулировании краткий срок исковой давности – два месяца. В соответствии с последним абзацем ст. 263 ДФЕС: “Предусмотренные в настоящей статьи иски должны быть поданы в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимости от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или – при отсутствии такого опубликования или уведомления – со дня, когда истец узнал о данном акте”.

Согласно ст. 278 ДФЕС иски, подаваемые в Суд ЕС “не имеют приостанавливающего действия. Однако если Суд Европейского Союза считает, что этого требуют обстоятельства, он может распорядиться об отсрочке исполнения оспариваемого акта”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)